Ради Победы не жалели жизней, ради съемок - древних церквей.
Аннотация про "журналистку Ивану" неуместна...
Фильм интересно пересмотреть тем, кто посмотрел «хит» мая 2016 года замечательный документальный фильм Гасанова «Война: первые часы». Удачно, что Александр Столпнер снял "Живых и Мертвых" в черно-белом цвете. Хорошо, что эту четырех серийную (последних двух серий нет на сайте на 20.05.16, но их легко посмотреть на любом ресурсе) не дошли руки «раскрашивать» - в случае чудесной сказки по Шекспиру «12-ая ночь» раскраска помогла, тут она все... Читать полностью
Аннотация про "журналистку Ивану" неуместна...
Фильм интересно пересмотреть тем, кто посмотрел «хит» мая 2016 года замечательный документальный фильм Гасанова «Война: первые часы». Удачно, что Александр Столпнер снял "Живых и Мертвых" в черно-белом цвете. Хорошо, что эту четырех серийную (последних двух серий нет на сайте на 20.05.16, но их легко посмотреть на любом ресурсе) не дошли руки «раскрашивать» - в случае чудесной сказки по Шекспиру «12-ая ночь» раскраска помогла, тут она все испортит. Потому что, хотя «Живые и Мертвые» - это именно «документалистика» войны. Хоть и с определенным уже политическим уклоном (о чем ниже), но фильм сделан так правдиво, насколько это возможно. Вот яркий факт не знаю, как приходилось Кириллу Лаврову сдерживаться во время съемок, чтоб не «тянуть одеяло на себя», но, благодаря его сдержанной игре, получаем одно из поразительных достоинств картины вовсе не её «официальны главный герой», бывший журналист и политрук Синцов, притягивает к себе внимание. Нет, Синцов лишь учится «быть воином и командиром» - чтоб самому научится бить врага, чтоб неподготовленные солдаты не гибли. Главное внимание зритель концентрирует на его учителях комбриге Серпилине (Папанов), затем, во 2-ой серии, начальнике коммунистического ополчения Москвы Малинине (Глазырин), потом - снова на Серпилине, на других командирах и генералах, одном из самых колоритных из них, Кузьмич (Плотников).
Получается парадокс фильм, в котором, на первый взгляд, главный герой кто угодно, но только не Синцов, почти любой встреченный им на войне несоизмеримо ярче, от красноармейца Золотарева и самоотверженной «зубной феи» Овсянниковой, будущей жены Синцова, и до «кровавого гэбья» в лице Олега Табакова. И это как раз логично и объяснимо: просто-напросто, Синцов еще вовсе не герой. Куда больше героического появится в герое Лаврова в конце битвы за Москву, и в Сталинграде. Но, опять же, в соответствии с характером, это будет «незаметный героизм каждого дня».
Еще более интересно посмотреть кинокартину Столпнера тем, кто бесталанно занимаются сегодня штамповкой «чернухи» о Великой Отечественной Войне, на тему «войну выиграли зеки», как в «Служу Советскому Союзу». Здесь, благодаря Хрущеву хотя справедливости ради надо отметить, что еще сталинская критика, одобрившая очерки Симонова о войне, указала ему на основной недостаток романа «В миресоветских героев отсутствуют противоречия». Елки-палки, даже тогда это понимали - то, что нынешние киноделы забыли напрочь!
Но, видимо, только с оттепелью Конст. Симонов смог раскрепостить музу таланта. Не получилось ли при этом «перекоса» в другую сторону судить не мне. Хотя меня всегда смущала история Баранова в 1-ой серии. Боевой комбриг Серпилин встречается с двумя персонажами комиссаром Шмаковым, который явно принимал участие в т.н. «разгроме военной оппозиции» и Барановым написавшим донос на Серпилина конкретно. Но со Шмаковым хоть тот явно принимал участие в компании против его «друзей», Серпилин встает на дружескую ногу, а в отношении Баранова инициирует действия, которые можно назвать как «доведение до самоубийства». Пикантность ситуации подчеркивает и роман Серпилина с вдовой Баранова. Но Симонов всё же Писатель, не штамповщик, - не случайно Синцов попадает у него в ту же яму, что и Баранов: без окумента человеку могут поверить только коммунисты-сталинцы, как Малинин. А не комбирг ленинской (троцкисткой?) формации (Серпилан:«я 20 лет не воевал!»), - даже такой «от народа», как Серпилин (прототип Горбатенко).
Зато все остальные «гады-коммунисты» просто прелестны в своей незамутненности приспособленец (хоть и лично смелый человек, медаль в 1941-ом не шутки!), «слуга буквы» Люсин, партийный пиарщик Бастрюков (Г. Сергеев). Однако все эти «разоблачения» не доходят до абсурда: на Люсина всегда может найтись проверяющий, а Бастрюкова приводит в чувство никто иной, как «самый черный-черный слуга Властелина», Мехлис (прототип киногероя Львова).
Но фильм снят жестко, реалистично для реалистичности Хрущев разрешил взорвать церковь 13-ого века во Владимире, - без «перегибов» ни в сторону Сталина, ни в сторону «разоблачательства» (эксгибиционизма). Сильный фильм.
Никулина заметят все роль у него яркая, а вот попытайтесь найти в 1 серии Владимира Высоцкого!