И из политфилософии скучающего мужчины можно сделать нетленку в эротическом жанре.
Обычно я говорю об экранизациях: «фильм хорош, но лучше бы зрители прочли книгу». Но по поводу именно кинокартины
Кауфмана «Невыносимая легкость бытия» честно признаюсь: лучше и не читайте книгу, смотрите красивый эротический фильм в нервных условиях декаданса перед его (декаданса) упорядочиванием.
Режиссер со сценаристом и актерами поступили мудро и красиво.
Взяв знаменитый среди интеллигенции и особенно декадентов (интеллектуалы чаще, захлопывая книгу, говорят:
«мужчина вел дневник с...
Читать полностью
Обычно я говорю об экранизациях: «фильм хорош, но лучше бы зрители прочли книгу». Но по поводу именно кинокартины Кауфмана «Невыносимая легкость бытия» честно признаюсь: лучше и не читайте книгу, смотрите красивый эротический фильм в нервных условиях декаданса перед его (декаданса) упорядочиванием.
Режиссер со сценаристом и актерами поступили мудро и красиво.
Взяв знаменитый среди интеллигенции и особенно декадентов (интеллектуалы чаще, захлопывая книгу, говорят: «мужчина вел дневник с эротическим фантазиями, да не выдержал, и снес в издательство, зря теперь бестселлер, надо было хоть глянуть..») роман Милана Кундеры, постановщик Филип Кауфман со своим любимым (и одним из популярнейших тогда во французском кинематографе) Жераром-Клодом Карьером вышвырнули всю заумь автора (тот ТОГДА возражать не смел надо было любой ценой «прославляться») и, пригласив хороших актеров, в первую очередь Бинюш, и менее талантливых Дэй-Льюиса и Лену Олин, сделали красивый фильм в жанре «эротика декаданса».
Таким образам им не пришлось ни позориться, вторя Великому Писателю (мало кто прочел его книгу не потому, что «все читали, кино было») заявляя с экрана это устами Томаша-то! что свободный мир "это возможность цитировать Ницше и Еврипида, Лойолу и Парменида вмиг постоянного угасания человека". По фильму «Невыносимая легкость бытия» свободный мир звучит у Томаша так: «еще коньяка даме!», «За мой счет!». А ужасы тоталитаризма может, это еще и комедия, вряд ли, просто «ляп» из-за чрезмерного увлечения эротикой, -- воплощены почему-то в песне «Из-за острова на стрежень». - И дела им не было (весьма справедливо) что Разин популярен в коммунистическом СССР разве что из-за сорта пива уже тогда оно было, а вот фильм про него Сталин долго запрещал.
Повторю: очень справедливо, что Кауфману и Карьеру не было дела до Разина и его места в коммунистической идеологии. Иначе бы им пришлось отнестись к книге Кундеры серьезнее, если не критически. Пришлось бы не показывать в чудесном фильме о Любви (остром плотском вожделении? так сразу и не разберешься) фрондирующего пустословным вольномыслием врача Томаша (Дэй-Льюис), упоенной собственной интеллектуальностью художницы Сабины (Лена Олин) и простой официантки Терзы (Бинюш), не то, как они занимаются сексом в экстремальных ситуациях я имею в виду, что Терезе и Томашу в благополучной Швейцарии заниматься любовью стало скучно и они вернулись в опасную для них Прагу. Пришлось бы давть сцены, в которых Томаш, Тереза и Сабина дискутируют о кратковременности бытия свободы и ежесекундном умирании молодости. Согласитесь, вышло ЕЩЕ бы скучней.
Не самый зрелищный фильм хоть Кауфман и включил в «тело» картины документальные кинохроники Немеца. Снималась «Прага» все равно в Лионе, поэтому, скорее, веришь, что дело происходит «Парижской весной-68», а не пражским летом. Да и не ставили особенно цели создатели картины акцентировать внимание именно на политических событиях в Праге, ведь тогда бы пришлось показывать и как почти месяц до ввода войск союзников по Договору, пражане «декомунизировали» - порой прямо на каштанах (кто не верит в гугле много фото), таких же чехов и словаков сторонников Новотны. Тех, кто не занимался сексом с бесчисленным количеством дам. А Томаш с его-то настроением, его жаждой «остренького», наверняка оказался бы в толпе линчевателей вместе с любимыми.. двумя или тремя любимыми.. А когда человек прямо в кадре повисает на дереве эротический настрой у зрителя малость опадает.
Несмотря на две номинации (но не победы!) на «Золотой Глобус» - «за лучший фильм и за Бинюш», я бы все же, скорей отнес этот фильм к «богемной эротике» и если ставлю такую оценку то за игру Жюльет Бинюш же. А с идеологической точки зрения, «Невыносимая легкость бытия», основанная, как ни удивительно, на скучной книге обожающего буржуазный строй М. Кундера, стала обличением пороков среднего класса, ведь, когда нечего делать, да и делать серьезного ничего не хочется, можно добавить в коллекцию и юную свежую официанточку, обучить разврату и «широким взглядам», что тут плохого?
Тереза несмотря, на то, что она очень легко и охотно впитывает в себя уроки Томаша (да и Сабины), единственная, кого жаль после того сомнительного письма, полученного Сабиной в финале да не наврано ли там, насчет гибели героини Бинюш, кем-то похожим на автора романа и Томаша одновременно?
Красивая эротичная история с гибелью в финале нейрохируга-бабника и когда-то скромной официантки, - что еще надо западному зрителю, чтоб всплакнуть о "свободах растоптанной праги"?
Двойка.
Любовь, волнения, переживания героев показанной истории отражаются в волнениях страны, народа, мира, раскрываются с такой тончайшей жизненной правдивостью, что вызывают глубокие сопереживания им, будто знаешь каждого из них лично.
Метания героя между двумя такими противоположными женщинами, одна из которых циничная, ветреная, чувственная, а другая невинная, верная, ласковая, и что в порядке вещей для одной, совершенно не приемлемо для другой, очень удачно удалось сыграть Дэниэлу Дей Льюису.
Желаю всем посмотреть эту интересную сагу, эту практически эпопею
столько сильных сцен-когда советские танки входят в Прагу-это нечто!а в самом конце,где она танцует,а он просто смотрит на нее....
в книгах,конечно,почти всегда сильнее описываются жизнь и чувства героев,но то,как это в фильме показано,по-моему лучше не скажешь!!!!!