Жестокость и натуралистичность – недостатки, ставшие достоинствами.
Перед просмотром фильма С. Карвера «Капоне» надо бы припомнить, что эта кинолента появилась через пару лет после оглушительного успеха первого «Крестного Отца». Это, наверное, и объясняет, почему критика приняла кинокартину холодно. Главные обвинения к фильму были – «слишком много жестокостей», слишком много «грязных сцен», натуралистические съемки секса и публичных домов.
Странным образом, но сегодня, когда каждый уважающий себя киноман смотрел «Крестного отца» раза по три, а то и...
Читать полностью
Перед просмотром фильма С. Карвера «Капоне» надо бы припомнить, что эта кинолента появилась через пару лет после оглушительного успеха первого «Крестного Отца». Это, наверное, и объясняет, почему критика приняла кинокартину холодно. Главные обвинения к фильму были – «слишком много жестокостей», слишком много «грязных сцен», натуралистические съемки секса и публичных домов.
Странным образом, но сегодня, когда каждый уважающий себя киноман смотрел «Крестного отца» раза по три, а то и просто помнит шедевр Копполы наизусть, все упреки к карверовскому «Капоне», меняя знак, становятся перечнем достоинств этой жесткой киноленты. Я тоже помню «Крестного» почти наизусть, и, - странное дело, но именно после просмотра «Капоне», - фильм по роману Пьюзо показался мне прекрасной, но слащавой, чуть ли не гламурной поделкой.
А вот кинолента Стива Карвера начала выигрывать именно благодаря тщательному вниманию режиссера к «приметам времени», к мелким и не слишком мелким аспектам мафиозной жизни, который в «Крестном отце» были, как бы, стыдливо опущены. У «Крестного» (во всяком случае, в первых двух частях) была задача максимально романтизировать мафию, в «Капоне», начинающегося с исторического убийства Джима Колоссимо, нам показывают буквально всё – предпринимателей, у которых мафия «арендует» приходящие в упадок пивоварни, политиков и полицейских. Причем режиссером точно показаны нюансы общения всех этих людей с мафией и лично Аль Капоне. Если, конечно, главным героем не овладевают его знаменитые вспышки жестокого безумия, то с дельцами он общается на одном языке, с политиками – на другом, и уж совсем иначе – с презираемыми им полицейскими.
А для сегодняшнего зрителя, главное в фильме, наверное, - это то, как показана вся жестокость и подлость бойцов и боссов мафии. Кульминацией фильма, конечно же, является детальный показ знаменитой «Бойни Валентинова дня», которую раньше мы видели только в комедии о девушках в джазе. Но и без этого расстрела пальбы в фильме много – внезапный шквальный огонь из «томпсонов» на людных улицах (невинные жертвы отлетают вместе с теми, кому пули предназначены), ночные взрывы особняков и автомобилей среди бела дня.
На автомобилях хотелось бы акцентировать внимание: машины в «Капоне» не просто редкие и старинные – раритетные, страшно представить какую часть бюджета грохнули только на эти авто 30-ых годов, причем все такие красивые, разные, что порой отвлекаешься от мафиозной истории и уныло думаешь – мне бы такую! (Хотя бы в качестве модели!). Но затем снова переключаешь внимание на босса чикагской мафии: Капоне в исполнении Газзарры просто великолепен, особенно в молодости, в эпоху начала войны с ирландской мафией. Единственное, что Бен Газарра, конечно, отличный молодой Капоне, но, если судить по газетным фото, Роберт де Ниро в «Неприкасаемых» более похож. Правда, уже на Капоне сытого, раздобревшего. Кстати о «Неприкасаемых», - сценаристы и Карвер подложили неплохую свинью создателям этого киношедевра про геройского агента ФБР Эллиота Несса: в фильме прямо показано, что трюк с арестом Капоне за неуплату налогов, придумали вовсе не «ребята Гувера», а уставшие от беспредела своего босса мафиозо во главе с умным Френком Нитти, блестяще поданными нам молодым Слаем.
К сведению зрителя vasel4ak : Сталлоне появляется в фильме уже на 31 минуте. :)
Единственная недостоверная линия кинокартины – любовная, Не мог быть Капоне в 1923 году столь галантным и элегантным – он вкалывал, а не развозил дам (Сью Блейкли в роли некоей «мисс Кроуфорд») по дорогим отелям. Человек был занятой, девушки сами прибегали. Хотя Блейкли сыграла очень здорово свою Айрис, этакую эпатажную юную красавицу полусвета, любящую острые ощущения. Но никак не мог отделаться от мысли, что в таком фильме эта сюжетная линия вообще лишняя. Потому что, с учетом гибели Айрис на руках у Капоне, как не крути, а выходит, что он решился устроить знаменитый февральский расстрел в качестве мести за смерть любимой. Что, конечно, - является абсурдом и нонсенсом.
Зато багровые «склейки» эпизодов картины вновь и вновь возвращают нас в жестокий мир мафии.