«ВОИН СВЯТОЙ, ПРАВЕДНЫЙ И МИЛОСЕРДНЫЙ».
Этот второй прекрасный фильм М. Ромма, продолжение рассказа о великом флотоводце из тамбовской глуши (а Федор Федорович Ушаков действительно не видел моря до поступления в морское училище), для широкой публики, пожалуй, будет даже более интересен, чем первый. Если в первом фильме повествование шло в основном, о становлении русского флота как военной силы и самого Ф. Ушакова, как адмирала, а сражения происходили с вековечными противниками-турками, то здесь флотилии Ушакова, молодого...
Читать полностью
Этот второй прекрасный фильм М. Ромма, продолжение рассказа о великом флотоводце из тамбовской глуши (а Федор Федорович Ушаков действительно не видел моря до поступления в морское училище), для широкой публики, пожалуй, будет даже более интересен, чем первый. Если в первом фильме повествование шло в основном, о становлении русского флота как военной силы и самого Ф. Ушакова, как адмирала, а сражения происходили с вековечными противниками-турками, то здесь флотилии Ушакова, молодого Синявина, Белли, вырываются на международную арену. И противостоять им будут не турки – французский флот, а главное – стратегические французские крепости на Ионических островах.
Известны слова Нельсона, который, полностью опутанный сетями «любви на троих» (с Эммой Гамильтон и её мужем, послом в Неаполитанском королевстве), политики британской (которую проводил лорд Гамильтон) и политики в интересах королевства Неаполитанского (которую проводила Эмма как «лучшая подруга королевы Каролины»), в то время лишь вяло блокировал Мальту: «корабли не берут крепостей!». Ответом ему и служит название фильма, в котором нам покажут, как «корабли берут бастионы», и сами действия эскадры Ушакова. Причем режиссер уделяет больше внимания историческим личностям, чем в первой части этой дилогии. И, если император Павел, в грустных наших культурных традициях, уже на первых минутах показан нам неким уродливым недочеловеком и чуть ли не карликом истерическим, то королевская династия Неаполитанских Бурбонов обрисована вполне в исторических образах вальяжной лени (Фердинанд) и не стесняющейся в средствах отчаянной решимости и фанатизма (Каролина, ради влияния на Нельсона, сделавшая своей любимицей бывшую проститутку-натурщицу). А ведь именно из-за женитьбы на такой «персоне» лорд Гамильтон и вынужден был покинуть Англию.
Предвидя возмущенные возгласы женской аудитории, воспитанной на западных фильмах «Леди Гамильтон» или «Гораций и Эмма», чуть уточню: такой уж гнусной злодейкой, подсылающей к русскому флотоводцу убийц, Эмма, конечно, вряд ли могла быть. У неё просто не хватило бы ума, как показала её дальнейшая жизнь. Но и от романтического образа западных фильмов эта «леди» была бесконечно далека. «Невообразимая красота и невообразимая глупость» - так описывали её современники. И именно из-за этой глупости она поддержала мстительную королеву Каролину (один из кульминационных моментов фильма), когда та заставила Нельсона порвать принятую взявшим Неаполь Владимиром Белли капитуляцию и начать казни. Во всяком случае, повешенный Нельсоном престарелый «главарь якобинцев» Каррачиолла – на её совести, «леди Эмме захотелось посмотреть на казнь в море». А вот в Федора Федоровича Ушакова пули при штурмах Видо и Корфу летели и без участия её «агентов». Хороша в фильме и беседа самого Ушакова с Нельсоном: разговор идет жестко, но Федор Федорович все же тонко льстит Горацио: «вам выбило глаз вражеской пулей».
Словом, фильм - достойное продолжение знаменитой первой части. А тем, кто любит политику и хочет видеть на экране как можно больше известных исторических лиц, безусловно, может понравиться даже и больше. Суворов, Багратион, Наполеон со своими будущими маршалами, Нельсон, королевская чета Неаполя… Очень жаль, не показали Али-Пашу Янинского (папу прекрасной Гайде из «Монте-Кристо»), у которого русские закупали провиант, после начала саботажа Султанского Дивана. Вот только мундиры у морских офицеров в павловские времена были не серые, а зеленые.
Да и Федора Федоровича уволили в отставку не так, чтоб уж сразу после всех его побед, а в 1807-ом году. Когда адмиралу исполнилось уже 62 года. А прожил он еще десять лет в своей деревеньке, не встревая, подобно Суворову, в интриги. Благодаря чему и был в 2001 году канонизирован как «воин праведный и милосердный».
Известны слова Нельсона, который, полностью опутанный сетями «любви на троих» (с Эммой Гамильтон и её мужем, послом в Неаполитанском королевстве), политики британской (которую проводил лорд Гамильтон) и политики в интересах королевства Неаполитанского (которую проводила Эмма как «лучшая подруга королевы Каролины»), в то время лишь вяло блокировал Мальту: «корабли не берут крепостей!». Ответом ему и служит название фильма, в котором нам покажут, как «корабли берут бастионы», и сами действия эскадры Ушакова. Причем режиссер уделяет больше внимания историческим личностям, чем в первой части этой дилогии. И, если император Павел, в грустных наших культурных традициях, уже на первых минутах показан нам неким уродливым недочеловеком и чуть ли не карликом истерическим, то королевская династия Неаполитанских Бурбонов обрисована вполне в исторических образах вальяжной лени (Фердинанд) и не стесняющейся в средствах отчаянной решимости и фанатизма (Каролина, ради влияния на Нельсона, сделавшая своей любимицей бывшую проститутку-натурщицу). А ведь именно из-за женитьбы на такой «персоне» лорд Гамильтон и вынужден был покинуть Англию.
Предвидя возмущенные возгласы женской аудитории, воспитанной на западных фильмах «Леди Гамильтон» или «Гораций и Эмма», чуть уточню: такой уж гнусной злодейкой, подсылающей к русскому флотоводцу убийц, Эмма, конечно, вряд ли могла быть. У неё просто не хватило бы ума, как показала её дальнейшая жизнь. Но и от романтического образа западных фильмов эта «леди» была бесконечно далека. «Невообразимая красота и невообразимая глупость» - так описывали её современники. И именно из-за этой глупости она поддержала мстительную королеву Каролину (один из кульминационных моментов фильма), когда та заставила Нельсона порвать принятую взявшим Неаполь Владимиром Белли капитуляцию и начать казни. Во всяком случае, повешенный Нельсоном престарелый «главарь якобинцев» Каррачиолла – на её совести, «леди Эмме захотелось посмотреть на казнь в море». А вот в Федора Федоровича Ушакова пули при штурмах Видо и Корфу летели и без участия её «агентов». Хороша в фильме и беседа самого Ушакова с Нельсоном: разговор идет жестко, но Федор Федорович все же тонко льстит Горацио: «вам выбило глаз вражеской пулей».
Словом, фильм - достойное продолжение знаменитой первой части. А тем, кто любит политику и хочет видеть на экране как можно больше известных исторических лиц, безусловно, может понравиться даже и больше. Суворов, Багратион, Наполеон со своими будущими маршалами, Нельсон, королевская чета Неаполя… Очень жаль, не показали Али-Пашу Янинского (папу прекрасной Гайде из «Монте-Кристо»), у которого русские закупали провиант, после начала саботажа Султанского Дивана. Вот только мундиры у морских офицеров в павловские времена были не серые, а зеленые.
Да и Федора Федоровича уволили в отставку не так, чтоб уж сразу после всех его побед, а в 1807-ом году. Когда адмиралу исполнилось уже 62 года. А прожил он еще десять лет в своей деревеньке, не встревая, подобно Суворову, в интриги. Благодаря чему и был в 2001 году канонизирован как «воин праведный и милосердный».