Что победит – любовь или мораль – в драме «Дело было в Пенькове».
Фильм «Дело было в Пенькове» переносит зрителя в мир советской деревни 50-х годов и пронизан пропагандой коммунистической идеологии: герои мечтают «о сотнях тысяч тракторов на полях», за бесплатно готовы строить своими силами сельский клуб, порицают «единоличников» и пр. Однако это ничуть не портит – а скорее украшает - основную сюжетную линию картины – любовный треугольник между местным «хулиганом» Матвеем Морозовым, дочерью председателя колхоза Ларисой и приехавшей из города молодой... Читать полностью
Фильм «Дело было в Пенькове» переносит зрителя в мир советской деревни 50-х годов и пронизан пропагандой коммунистической идеологии: герои мечтают «о сотнях тысяч тракторов на полях», за бесплатно готовы строить своими силами сельский клуб, порицают «единоличников» и пр. Однако это ничуть не портит – а скорее украшает - основную сюжетную линию картины – любовный треугольник между местным «хулиганом» Матвеем Морозовым, дочерью председателя колхоза Ларисой и приехавшей из города молодой агрономшей Тоней.
Ситуация вполне жизненная – один мужчина, две женщины, такие разные: первая – простая деревенская, близкая и понятная; вторая - городская восторженная активистка, перевернувшая всю колхозную жизнь. Поэтому и чувства героя к ним тоже разные: с Ларисой все привычно и обыденно, и из-за этого кажется приевшимся и не ценится, Антонина же – человек из другого мира, она способствует духовному обновлению героя, он «через нее дальше глядеть стал».
Вероятно, сбился бы парень с праведного пути, вот только «хрупкие женские плечи» Тони оказались крепче мужских, и она, как и подобает честной советской девушке, хоть и полюбила всем сердцем Матвея, но не дала хода запретной страсти; и герой, после ряда перипетий и мытарств, возвращается в лоно семьи, где его ждут жена и маленький сын.
Вряд ли в то время мораль допустила бы какой-то иной финал у «Дела было в Пенькове». С точки же зрения современного телезрителя – кажется, что ,вполне вероятно, конец фильма мог бы быть и другим; возможно, многим и хотелось бы иного конца – все же в центре картины именно Антонина, ей симпатизируешь как-то больше ,чем Ларисе, и именно ей, в первую очередь, хочется пожелать личного счастья. Но вспомним, что, несмотря на большую свободу взглядов и большую вольность теперь по сравнению с советским временем, есть жизненный принцип, актуальный во все века: «На чужом несчастье счастья не построишь». Его и придерживается главная героиня, и не печалится, а смотрит ясными глазами в светлое будущее.
И такое же светлое и жизнеутверждающее чувство остается у зрителя на душе после просмотра этой картины. Хороший, добрый и честный фильм. Рекомендуется всем поклонникам незамысловатого советского кино.