Д’Артаньян из мажоров, или «Король был негласным главой этого заговора, Сен-Мар был его душой» (мемуары мадам де Мотвиль).
Анри Эльман, в связи со смертью в 2004 году Филиппа де Брока, похоже, нацеливается на звание мэтра французского исторического кино. Что он уже и подтвердил своим интересным «прочтением» знаменитого «Горбуна» Феваля, на сто процентов удавшимся великолепным телевизионным проектом «Людовик XI: разбивающаяся власть».
И вот перед нами новый проект режиссера: фильм «Ришелье, мантия и кровь». Сразу скажу, картина Анри Эльману удалась, но, при просмотре чувствуется, как сложно было ему над ней... Читать полностью
И вот перед нами новый проект режиссера: фильм «Ришелье, мантия и кровь». Сразу скажу, картина Анри Эльману удалась, но, при просмотре чувствуется, как сложно было ему над ней... Читать полностью
Анри Эльман, в связи со смертью в 2004 году Филиппа де Брока, похоже, нацеливается на звание мэтра французского исторического кино. Что он уже и подтвердил своим интересным «прочтением» знаменитого «Горбуна» Феваля, на сто процентов удавшимся великолепным телевизионным проектом «Людовик XI: разбивающаяся власть».
И вот перед нами новый проект режиссера: фильм «Ришелье, мантия и кровь». Сразу скажу, картина Анри Эльману удалась, но, при просмотре чувствуется, как сложно было ему над ней работать. Ведь, если в «Горбуне» постановщик имел дело с добротной литературной первоосновой (и десятком только французских ремейков) и полностью вымышленным героем, а сценарий о реальных событиях в «Людовике» писал сам (при помощи профессиональных историков), как говорится, «от и до», то в случае с реально существовавшим маркизом Сен-Маром, Анри Эльман, порой кажется, был просто задавлен обилием исторических документов. За исключением романа «Заговор эпохи Людовика XIII» прекрасного французского поэта и прозаика XIX века Альфреда де Виньи, цельных и талантливых художественных произведений о Сен-Марэ нет, а вот современники писали очень много – но самых взаимоисключающих подробностей. Близкая к кардиналу мадам де Мотвиль вообще считала, что Сен-Маром управлял король, другие авторы называли инициаторами заговора королеву Анну Австрийскую, принца Гастона Орлеанского, даже… испанское или польское посольства! Так что не удивительно, что зрители оставляют порой комментарии: «фильм хороший, но чего этот Сен-Мар добивался!?».
Могу лишь написать, как я понял эту версию «заговора Сен-Мара» от Анри Эльмана. Все помнят, чего добивался прибывший в Париж без копейки (лишь с парой мелких французских монет) д’Артаньян – стать не менее, чем маршалом. Чего же мог добиваться его ровесник с неограниченным кредитом и протекцией Его Высокопреосвященства, и без того бывший королем в собственной провинции? (Обязательно надо запомнить прекрасно отыгравшего эту роль Пьера Буланже!). Сохранившийся документ, договор с Испанией (в фильме его зачитывают подробно, если кто желает, могу привести текст) отвечает на этот вопрос однозначно – Сен-Мар стремился, если не сам стать королем, то сменить короля и, заняв место Ришелье, вертеть Гастоном Орлеанским. Недаром Эльман так аккуратно показывает нам якобы «взаимную великую любовь» Сен-Мара и принцессы Марии Гонзаго (и снова – чудесная актерская работа Элен Сёзаре, до сих пор известной лишь по «Праву на лево»!). – По одной из версий, именно Мария-Луиза и выдала заговор Анне Австрийской, ведь ей самой предстояло стать королевой Польши… и, при помощи уже других актрис, появиться на экранах в фильмах «Потоп», «Огнем и Мечом», «Пан Володыевский» уже супругой Яна-Казимира.
Если Эльман и сделал реверанс в сторону «великой любви» - то лишь оттого, что, на этот раз, писал сценарий один… или «позаимствовал» любовную линию у Альфреда де Виньи (больше ничего из единственного романа о Сен-Маре он не взял). Любопытно, что Сен-Мар начал стремиться «к высшей власти» в том же возрасте, что и его опекун (которого он так быстро предал ради секса с королем) – Ришелье тоже явился ко двору Марии Медичи покорять мир в 20 лет. Но, очевидно, есть люди с различными складами ума. Ришелье явно никого не предавал, он был мудрым хитрецом, - и что бы Эльман делал без Жака Перрена, способного сыграть и Людовика XI и Ришелье! Этот кардинал (в отличие от Мазарини), еще верил в клятвы. Потому и мстил так неумолимо предателям. А Сен-Мар успел предать и самого кардинала (реально опекавшего юнца после смерти маршала д’Эффиа) и любовника-короля (в фильме нет откровенных сцен, но недаром же и король, и юный маркиз украшают своими именами вышедшую в США энциклопедию « Who’s who in gay and lesbian history»!), предал королеву, возможно, предал и Марию Гонзаго, разгласив их связь перед всем миром (а. значит, и перед выбиравшими королеву поляками). Ну а предателям не помогают, предателей, в случае провала «общего дела», предают в первую очередь. И задвигают на задворки даже в случае успеха – интересно, что это правило придворных «сражений» не зависит от возраста, наш Александр Васильич Суворов, в 61 год окунувшийся в интриги, чтоб помочь Зубовым скинуть Потемкина – этому подтверждение.:(
Но в целом фильм просто великолепен – без натурализма, но и без «небесного благородства», Анри Эльман предлагает нам широкоформатное и красивое зрелище интриг, боев и любви – в качестве поклона в сторону «Мушкетеров», в фильме будет и де Тревиль, мелькнет и «настоящий д’Артаньян», уже капитаном мушкетеров. Рекомендую всем ценителям талантливых исторических кинокартин! 8, 5 из 10
И вот перед нами новый проект режиссера: фильм «Ришелье, мантия и кровь». Сразу скажу, картина Анри Эльману удалась, но, при просмотре чувствуется, как сложно было ему над ней работать. Ведь, если в «Горбуне» постановщик имел дело с добротной литературной первоосновой (и десятком только французских ремейков) и полностью вымышленным героем, а сценарий о реальных событиях в «Людовике» писал сам (при помощи профессиональных историков), как говорится, «от и до», то в случае с реально существовавшим маркизом Сен-Маром, Анри Эльман, порой кажется, был просто задавлен обилием исторических документов. За исключением романа «Заговор эпохи Людовика XIII» прекрасного французского поэта и прозаика XIX века Альфреда де Виньи, цельных и талантливых художественных произведений о Сен-Марэ нет, а вот современники писали очень много – но самых взаимоисключающих подробностей. Близкая к кардиналу мадам де Мотвиль вообще считала, что Сен-Маром управлял король, другие авторы называли инициаторами заговора королеву Анну Австрийскую, принца Гастона Орлеанского, даже… испанское или польское посольства! Так что не удивительно, что зрители оставляют порой комментарии: «фильм хороший, но чего этот Сен-Мар добивался!?».
Могу лишь написать, как я понял эту версию «заговора Сен-Мара» от Анри Эльмана. Все помнят, чего добивался прибывший в Париж без копейки (лишь с парой мелких французских монет) д’Артаньян – стать не менее, чем маршалом. Чего же мог добиваться его ровесник с неограниченным кредитом и протекцией Его Высокопреосвященства, и без того бывший королем в собственной провинции? (Обязательно надо запомнить прекрасно отыгравшего эту роль Пьера Буланже!). Сохранившийся документ, договор с Испанией (в фильме его зачитывают подробно, если кто желает, могу привести текст) отвечает на этот вопрос однозначно – Сен-Мар стремился, если не сам стать королем, то сменить короля и, заняв место Ришелье, вертеть Гастоном Орлеанским. Недаром Эльман так аккуратно показывает нам якобы «взаимную великую любовь» Сен-Мара и принцессы Марии Гонзаго (и снова – чудесная актерская работа Элен Сёзаре, до сих пор известной лишь по «Праву на лево»!). – По одной из версий, именно Мария-Луиза и выдала заговор Анне Австрийской, ведь ей самой предстояло стать королевой Польши… и, при помощи уже других актрис, появиться на экранах в фильмах «Потоп», «Огнем и Мечом», «Пан Володыевский» уже супругой Яна-Казимира.
Если Эльман и сделал реверанс в сторону «великой любви» - то лишь оттого, что, на этот раз, писал сценарий один… или «позаимствовал» любовную линию у Альфреда де Виньи (больше ничего из единственного романа о Сен-Маре он не взял). Любопытно, что Сен-Мар начал стремиться «к высшей власти» в том же возрасте, что и его опекун (которого он так быстро предал ради секса с королем) – Ришелье тоже явился ко двору Марии Медичи покорять мир в 20 лет. Но, очевидно, есть люди с различными складами ума. Ришелье явно никого не предавал, он был мудрым хитрецом, - и что бы Эльман делал без Жака Перрена, способного сыграть и Людовика XI и Ришелье! Этот кардинал (в отличие от Мазарини), еще верил в клятвы. Потому и мстил так неумолимо предателям. А Сен-Мар успел предать и самого кардинала (реально опекавшего юнца после смерти маршала д’Эффиа) и любовника-короля (в фильме нет откровенных сцен, но недаром же и король, и юный маркиз украшают своими именами вышедшую в США энциклопедию « Who’s who in gay and lesbian history»!), предал королеву, возможно, предал и Марию Гонзаго, разгласив их связь перед всем миром (а. значит, и перед выбиравшими королеву поляками). Ну а предателям не помогают, предателей, в случае провала «общего дела», предают в первую очередь. И задвигают на задворки даже в случае успеха – интересно, что это правило придворных «сражений» не зависит от возраста, наш Александр Васильич Суворов, в 61 год окунувшийся в интриги, чтоб помочь Зубовым скинуть Потемкина – этому подтверждение.:(
Но в целом фильм просто великолепен – без натурализма, но и без «небесного благородства», Анри Эльман предлагает нам широкоформатное и красивое зрелище интриг, боев и любви – в качестве поклона в сторону «Мушкетеров», в фильме будет и де Тревиль, мелькнет и «настоящий д’Артаньян», уже капитаном мушкетеров. Рекомендую всем ценителям талантливых исторических кинокартин! 8, 5 из 10