Приключения Франсуа Пиньона
«Хамелеон» - это французский комедийный фильм, созданный режиссером и сценаристом Франсуа Вебером с его классическим персонажем Франсуа Пиньоном.
В центре сюжета находится Франсуа Пиньон, работающий простым бухгалтером на заводе резиновых изделий. Франсуа из тех, кого принято называть «маленьким человеком». Он ведет серую жизнь, он хорошо организован, его жизнь протекает по часам. Он бы так и жил всю свою жизнь, если бы не новость о том, что ему грозит сокращение. Этот факт меняет всю его жизнь....
Читать полностью
«Хамелеон» - это французский комедийный фильм, созданный режиссером и сценаристом Франсуа Вебером с его классическим персонажем Франсуа Пиньоном.
В центре сюжета находится Франсуа Пиньон, работающий простым бухгалтером на заводе резиновых изделий. Франсуа из тех, кого принято называть «маленьким человеком». Он ведет серую жизнь, он хорошо организован, его жизнь протекает по часам. Он бы так и жил всю свою жизнь, если бы не новость о том, что ему грозит сокращение. Этот факт меняет всю его жизнь. Кроме того, он считает, что его существование теперь не имеет никакого смысла, поэтому решает покончить с собой, спрыгнув с балкона. Но его сосед, бывший психолог, убеждает главного героя остановиться. Он также предлагает ему идею о том, как можно сохранить свое место. Он предлагает Франсуа пустить слух о своей нетрадиционной ориентации, анонимно прислав своему начальнику фотографию, подтверждающую это. Но проблема в том, что Франсуа не является гомосексуалистом и явно не может доказать это. Тогда их озаряет идея о том, что фотографию можно смонтировать. По первоначальному плану на этой фотографии главный герой должен быть изображен вместе с другом в гей-клубе. А так как основной продукции фабрики, на которой он работает, являются презервативы, то начальство осознает необходимость благосклонного отношения гей-сообщества. Они предполагают, что в такой ситуации начальник главного героя будет вынужден сохранить его на своей должности, чтобы не быть обвиненным в гомофобии и не потерять клиентов.
План приводят в исполнение, а Пиньон не меняет своего обычного поведения, рассчитывая на то, что слухи еще больше распространятся. В какой-то момент он замечает, что коллеги и начальство начинают относиться к нему совершенно иначе, видя теперь в нем не серого и маленького человека, а личность. Его жизнь неожиданно становится лучше. Кроме того, его коллега, который постоянно подначивал Пиньона, теперь получает выговор, что если не перестанет, то будет уволен за дискриминацию.
Но, как можно было догадаться, хорошая жизнь главного героя рано или поздно должна закончиться. Ситуация постепенно начинает выходить из-под контроля в тот момент, когда компания делает свою платформу для местного гей-парада. И Пиньона, как якобы представителя компании, вынуждают прокатиться на ней. Они уверены в том, что это будет способствовать улучшению имиджа фирмы. И так случилось, что все это наблюдают его бывшая жена и сын. С этого момент главный герой оказывается вовлеченным в нелепую и от того забавную историю, полную приключений и неожиданных поворотов.
Как я полагаю и в других случаях, необходимо набраться терпения, чтобы в фильме произошли все подготавливающие к дальнейшему аттракциону события, но то, что там происходит дальше, это только то, что подвластно Франсису Веберу.
И роль Депардье - одна из самых выдающихся в этом фильме. Смотреть на его серьёзное, раздираемое внутренними противоречиями лицо, даже сейчас вспоминая это, я смеюсь, такого я наверное ещё не видел. Это настолько абсурдно и смешно, и грустно, и при этом всё на фоне его озадаченного, грузного лица, что лучше не придумать. И ведь там не так много этого персонажа, но эти сцены, особенно во второй части, это просто украшение фильма. Остальной состав ветеранов золотого фонда французских комедий также соответствует уровню, но мне кажется, Депардье своей почти не-игрой, их всех переигрывает.
Тематика фильма, которая кстати не только ЛГБТ+, но и корпоративная культура, и взаимодействие полов в корпоративных условиях, и феминизм, и морально-этический кодекс - в общем, всё то что и в Быть Женщиной с Мэлом Гибсоном, включая политкорректность, только там это основной сюжет, а тут это более сглажено и скорее одна из составляющих сюжета; так вот, заявленная тематика фильма, хотя, с одной стороны, и выступает как главный генератор юмора, причем ожидаемо юмора условной нормы и её отношения к теме ЛГБТ+ и политкорректности, тем не менее, как это ни удивительно, хотя я пишу субъективно, и я не знаю какое впечатление фильм производит у ЛГБТ+ аудитории, фильм гуманизирует геев через одного из персонажей - престарелого соседа главного героя, которого играет Мишель Омон, и даёт нам заглянуть по ту сторону. Как это вполне и ожидаемо, мы видим там людей, разве что ностальгию вызывают другие фотографии, но всё равно это тоже меланхолия и знакомые чувства. Не говоря уже про сюжетную линию с котятами, это получилось очень трогательно. Ещё это подчёркивается через отношения главного героя с сыном и его мнение, реакцией других людей, которая часто оказывается диаметрально противоположной ожидаемой главным героем, ну и его преображением, пусть засчёт ложной идентичности и всё-таки за счёт других людей, но которое даёт герою свободу, меняет его в лучшую сторону, и, кажется, меняет его отношение к своей новой идентичности, и к идентичности других, делает его человечнее. Поэтому на мой взгляд, несмотря на ожидания, фильм демонстрирует геев, и ЛГБТ+ с уважением и с достоинством, разве что во многом обращаясь к стереотипам, а смеяться заставляет как раз над условной нормой и её предрассудками. В этом же ключе, персонаж Депардье, хоть и до безумия смешной, во-многом запоминается из-за возможности того, что с ним происходит в реальной жизни, и то, что он демонстрирует, кстати с большим актерским мастерством (я помню, что говорил про не-игру, имея в виду, что он крайне натуралистичен в этой роли, как будто это он сам), на самом деле внутри фильма, а также в жизни, скорее трагично, с учётом обстоятельств персонажа.
Тема взаимоотношений полов и корпоративной культуры, кодекса поведения, и политкорректности, в принципе, тоже раскрывается достаточно ясно и с юмором, но там нет ничего нового, и конечно это происходит с меньшим количеством нюансов. Отношения героев Даниэля Отоя и Александры Вандернот почти сразу вызывают отклик и претерпевают множество чудесных преображений. Также отношения главного героя с его начальником, которого замечательно играет Жан Рошфор, и к которому, несмотря на роль условного злодея, ну или властного, но несколько безучастного тирана, проникаешься симпатией, также крайне интересны и дарят положенные эмоциональные дивиденды, особенно после сцены экскурсии по цеху для представителей из Японии. Наконец, семейные неурядицы между главным героем, его сыном, и его женой, к сожалению, не знаю имен этих актеров, также благополучно разрешаются, хотя возможно упрощённо, и не в пользу зрителей, кто мог оказаться в жизни по разные стороны этого, в данном случае, треугольника. Остальные роли мне показались не такими запоминающимися, особенно роль Тьерри Лермитта, и концовка какая-то не совсем та, которую ждёшь, но я так понимаю это одна из особенностей режиссёра, которую можно простить. Может быть ему самому не хочется, чтобы фильм заканчивался, поэтому это так и происходит. А может действительно, не очень понятно какую концовку придумать, и что сказать. И в шедевре Игрушка, несмотря на яркую мелодраматичность момента, и в предыдущей комедии Ужин с придурком, всё так же завершение фильма происходит с каким-то немым отстранением, прерываясь и не даря много пищи для размышлений или намеков, а что же было дальше. Наверное, как и в жизни, когда несмотря на обстоятельства кто-то вежливо говорит, что рад был знакомству.
Итак, это хороший фильм на условно чувствительную тему, и хотя смотря его первый раз меня не покидало ощущение, что сегодня бы в прокат его не выпустили, тем не менее быстро расставляет акценты кто над кем будет смеяться, и не скатывается, как это можно было с некоторой опаской ожидать, в этакую жлобскую буффонаду, а оказывается отличной и не лишенной тонкости комедией от мастера Франсиса Вебера.
Представь какой ты дерьмовый человечишка, затесался среди положительных комментариев. А ещё полагаешь, что можешь поучать всех, лезть на рожон. Где не появишься, везде портишь воздух. :wink