МВФ и "Дядюшка" от Лотнера, Одиара и Симонена, а не Сименона!
Невнимательно прочтя в первый раз состав творческой группы, после просмотра фильма был поражен: неужели Жорж Сименон писал такие искрометные, динамичные, «разухабистые» боевики про гангстеров и «золотую молодежь»? И только взглянув внимательнее, успокоился:
Альбер Симонен, это вам не психологические терзания убийцы или вора на ста страницах (и такие же терзания вынужденного его изловить сыщика), как у Ж. Сименона (исключением является, пожалуй да и то, фильм, а не сам роман «Маленький...
Читать полностью
Невнимательно прочтя в первый раз состав творческой группы, после просмотра фильма был поражен: неужели Жорж Сименон писал такие искрометные, динамичные, «разухабистые» боевики про гангстеров и «золотую молодежь»? И только взглянув внимательнее, успокоился: Альбер Симонен, это вам не психологические терзания убийцы или вора на ста страницах (и такие же терзания вынужденного его изловить сыщика), как у Ж. Сименона (исключением является, пожалуй да и то, фильм, а не сам роман «Маленький человек из Архангельска»). Альбер Симонен (и сам снимавшийся в кино и написавший сценарий еще и для «Мелодии из подвала»), работал совсем в другом ключе, чем создатель Мэгре. Симонена многие считают учителем моего любимого неподражаемого детективщика (к несчастью, очень мало экранизированного) Фредерика Дара. В его романах арго и сленг естественно дополняют рассуждения о Дебюсси или «экономических предпосылках кризиса перенаселения», тем не менее более двух десятков книг, что я прочел веселы, остроумны, и недаром завоевали премию «Эдгара По», за «самую неожиданную разгадку интриги». А фильм «Не тронь добычу» (с Софи Марсо и Ж. Габеном) получил ту же премию, как «лучший иностранный детектив».
О том, как назначают своих преемников американские крестные отцы, мы чуть ли не в подробностях знаем из трилогии Копполы по романам Пьюзо. А вот как это дело обставляется во Франции, вам и расскажет роман Симонена и снятый по нему фильм "Дядюшки-гангстеры", мэтров кинематографа Лотнера и «адаптатора диалогов» Одиара. Умирает старый мафиозо и неожиданно для своих приближенных, называет своим преемником давно отошедшего от дел Фернана Нодена (Лино Вентура), ныне работающего в провинции с фирмо по местным перевозкам чего-то законного.
Такое решение не может удовлетворить оба, входившие в «синдикат» клана: ни семейство Вольпони (Бернар Блие), ни организацию бутлегеров (силовое прикрытие Тео, Хорст Франк, реализация шустрила по кличке «Томат», Шарль Ренье).
Пока что «назначение» нового человечка устраивает только бухгалтера семьи мэтра Фоласа (Франсис Бланш) дочь умершего главаря прожигала на «светскую жизнь» почти все деньги, что тот зарабатывал! И, как не странно саму «благоприобретенную племянницу» персонажа Вентуры, «дяди Фернана», как он вынужден представиться. Во-первых. Патриции (Сабина Синьен) банально скучно, когда в доме один только дворецкий, сам почти забывший, куда запрятал свои «кольты» (очень хороший актер Робер Дольбан, известный нашим зрителям в основном, по второстепенном ролям в огромном количестве «полицейских фильмов»), во-вторых, смерть отца, это ведь повод ограничивать себя в деньгах?(во всяком случае, так уверена Патриция). Ну а в главных и в-третьих. Раз с папой приключилась такая неприятность, и он никак не может вернуться из Мексики (смерть отца от девушки было решено скрыть) кто, как не дядя Фернан, сможет повести её к венцу с её избранником?
Но Фернану-Вентуре не очень нравится молодой человек новоприобретенной «племяшки». Правда, от того, чтобы разобраться с женихом, героя все время отвлекают то пулеметные очереди (красивый кадр, когда трейлер с Вентурой за рулем расстреливают из, по-моему, «MG», ох уж эти трофеи французского сопротивления!), то бомбы в пакетиках «ко дню рождения» - а ведь племянница думала, ему подарили часы, так «красиво тикало!». К тому же, персонаж Бертрана Блие ведет себя так подозрительно, что Фернан вынужден тратить время, чтоб постоянно и однообразно его избивать. Зато когда «дядюшка» убеждается в относительной невиновности (ну, мухлевал, с кем не бывает) главы семейства Вольпони, Жорж Лотнер покажет нам такую пьянку, а Одиар снабдит её такими диалогами, что никакому нашему фильму от «Иронии Судьбы» (настоящей, не туфтовой) до «Левиафана» до этой сцены как Звягинцеву до Голливуда ползком!
Надо заметить, что и на пьянке идет в ход (уничтожается) еще одно «секретное оружие Французского Сопротивления»: - «при помощи ящика этого пойла наш бывший босс вывел из строя целую дивизию бошей!»
Заодно, пьянка помогает выяснить нет, не кто убийца, а тот немаловажный факт, что жених Патриции племянник одного из директоров Международного Валютного Фонда (фильм снимался в 1963, напомню), что, конечно снимает все возражения героя Вентуры против свадьбы: солидность ему нужна! А Фонду еще тогда был нужен «черный нал», так что и свадьба сыграется, и политика МВФ определится на полстолетия
А убийца? Так ли это важно?
Отличный легкий фильм, твердая «7», но, если вы думаете, что Вентура, Блие и Франсис Бланш в этой картине Одиара и Лотнера «зажигают» по-крупному посмотрите их следующую работу, «Барбузы!».