Яппи в опасности.
У режиссёра Мартина Скорсезе почти во всех фильмах речь идёт о жизни в Нью-Йорке, во многих картинах рассказывается о жизни бандитов-гангстеров, мафиозных кланов. Эта картина демонстрирует жизнь обычного американца-яппи, попавшего ночью в нью-йоркский богемный район Сохо, находящийся на Манхэттене. Ночную жизнь Нью-Йорка Скорсезе ещё ни разу до этого в таком неожиданном жутко-юмористическом свете, в духе кошмара сюрреалистического не представлял. Эта дико интересная и абсурдная картина,...
Читать полностью
У режиссёра Мартина Скорсезе почти во всех фильмах речь идёт о жизни в Нью-Йорке, во многих картинах рассказывается о жизни бандитов-гангстеров, мафиозных кланов. Эта картина демонстрирует жизнь обычного американца-яппи, попавшего ночью в нью-йоркский богемный район Сохо, находящийся на Манхэттене. Ночную жизнь Нью-Йорка Скорсезе ещё ни разу до этого в таком неожиданном жутко-юмористическом свете, в духе кошмара сюрреалистического не представлял. Эта дико интересная и абсурдная картина, преступно недооценённая зрителями, стоит у Скорсезе особняком, является у него самой странной жестокой чёрной комедией-триллером, сочетающей в себе интеллектуальную комедию и мистический фарс.
Среднестатистический клерк Пол Хэкет, работающий компьютерным программистом, относится в восьмидесятых годах к среднему классу, к так называемым яппи. Как и все яппи, он, естественно, настоящий трудоголик, полностью на своей работе зацикленный. В обеденный перерыв он однажды заходит в кафе перекусить и почитать роман Генри Миллера «Тропик рака». С ним заговаривает загадочная красотка, которой тоже этот роман нравится. Он, конечно, знакомится с симпатичной Марси, записывает её телефон, и вечером, придя домой, набравшись смелости, ей звонит под предлогом, что хочет купить пресс-папье, которые делает её подруга Кити, с которой они вместе живут. А в ответ Марси предлагает ему прямо сейчас и приехать. Обрадованный Пол тут же отправляется в гости.
Но ему сразу же не повезло. Попался странный таксист, который гнал как сумасшедший, в результате двадцать долларов, что он взял на вечер, выпорхнули в окно. И это оказалось первым неприятным происшествием, которые последовали в череде комичных, но временами странных и опасных событий. Так вот, скоро Хэкет оказывается у Марси в квартире. И начинается именно отсюда одна самая кошмарная его ночь. Вечеринка не складывается, Марси ведёт себя странно, закатывает неожиданно истерику. Пол, обвинив её во лжи, сбегает, но уехать домой не может, у него же нет денег. И он никак не может выбраться из этого криминального квартала.
Скорсезе превосходно показывает страшную опасность, которая последует от большого ночного города. Ночной Нью-Йорк в этом фильме предстаёт во всей красе, ночью с ним происходит какая-то жуткая трансформация, которая ничего хорошего не сулит таким обыкновенным людям, как Пол. Хэкет, выросший в Нью-Йорке, оказавшись неожиданно в другом его районе, причём без денег, почувствовал себя здесь чужаком. Ночь для него бесконечно долгой показалась, все встречающиеся люди были подозрительными и явно опасными. Ночной город, переполненный женщинами-вамп – искусительницами коварными, которые на мужчин охотятся, оборотнями, ворами и всяким сбродом деклассированных элементов, вызывает у Пола параноидальный страх. И всё происходящее с Полом хотя и напоминает галлюцинацию, но в одночасье опрокидывается видимость благополучия. Пол оказывается в полной зависимости от эксцентрических приключений, от событий, которые его затягивают в абсурдные кошмары и ужасы. В ночном городе, оказывается, совсем другие персонажи и законы правят балом, совсем не те, что днём приходится видеть.
В общем, история вроде бы совсем простая перерастает в такой сюрреалистический стёб, от чего при просмотре получаешь неслыханное удовольствие. Очень остроумно представлен парадоксальный мир художников, женщин ненасытных, ночных клубов и кафе, воров, охотящимися за самыми уродливыми скульптурами, потому что знают, что чем уродливей искусство, тем ценнее, безумных дружинников, ищущих похитителей.
Пол, скрываясь от преследователей, число который всё нарастает, попадает то в мастерскую безумной скульпторши, то в гости к сумасшедшему «синему чулку», то на тусовку клубную очумевших панков. Измученный Пол переживает невероятнейшие приключения, прикасается к самому страшному дну ночного ада. И всё это происходит от того, что он лишился денег, а без них всё рушится, он оказывается ненужным никому, посторонним, лишним, чуждым. Он узнал с прискорбием, что для суицида времени требуется меньше, чем выпить чашку кофе, что нужно выстричь ирокез, чтобы уместным стать, что любой действует сам по себе, а против него ополчились все, и теперь за ним гонится полрайона.
Мрачно давящая и одновременно сюрреалистично-ироничная атмосфера происходящего ночного кошмара держит постоянно в напряжении зрителя, заставляя его всё воспринимать всерьёз. А режиссёр наполняет периодически картину чёрным юмором. Убийства, повороты совершенно неожиданные и фатальные стечения обстоятельств заскучать зрителю не дают. Этот фильм в творчестве Скорсезе выделяется своим безумством, абсолютной непредсказуемостью, ведь совершенно предугадать нельзя, что произойдёт через несколько минут, события настолько спонтанно и быстро меняются, что остаётся только успевать наблюдать за этой всей катавасией.
Игра актёров потрясающая. Хочется отдельно отметить Гриффина Данна, игравшего Пола Хэкета, полностью справившегося с ролью, прекрасно донёс до зрителя все чувства, что выпали в течение ночи на его долю. Особенно порадовала своей выразительностью жестикуляция и мимика Хэкета. Добавить можно ещё то, что и в этом фильме восхищает отличный выбор артистов второго плана, хотя они в то время ещё не были популярными.
Блистательная Розанна Аркетт невероятно уверенной и интересной была в роли Марси. Неподражаема Кэтрин О`Хара была в роли Гейл, Линда Фиорентино великолепна была в роли взбалмошной Кики, Верна Блум в роли роковой Джун ярко себя проявила.
Как и в других фильмах Скорсезе в этом тоже был великолепный саундтрек, имеющий в арсенале своём большое количество то мягких, спокойных композиций, то, напротив,
истерических, тревожных ноток, что особенно сильно подчёркивает беспокойную ситуацию, из которой несчастному Полу, казалось, не было выхода.
Сейчас, по прошествии тридцати лет после выхода этой картины, приходит понимание, что сейчас она даже актуальнее стала, так как содержит стремление человека за своего сойти, с толпой слиться, так как иначе толпа, увидев от принятой нормы отступление, может такого человека растерзать.
Смешная, забавная история предлагает сначала подумать, прежде чем в неизвестный район города отправиться на свидание на ночь глядя.
За этот фильм Мартин Скорсезе получил приз за лучшую режиссуру на Каннском фестивале в 1986 году.