В сорок лет жизнь только начинается…
Странно, что до сих пор отсутствуют рецензии на этот фильм, который по праву можно назвать истинным шедевров. Один из моих самых любимых фильмов. Такой реалистичный, такой душевный, такой одновременно грустный и смешной, такой тонкий и психологичный… Одним словом – очень родной! Не знаю, сколько раз его смотрела – столько, что могу рассказать наизусть от начала до конца. И буду смотреть еще и еще!
Правда, кое-что мне в «Москве слезам не верит» все же не нравится, но об этом скажу позже.
Фильм состоит из двух частей. Действие первой происходит в 1958 году. Живут в рабочем общежитии три подруги. Спокойная домашняя Тоня, пробивная напористая Люда и серьезная и целеустремленная Катя.
Антонина собирается замуж за простого рабочего парня, Людмила собирает вокруг себя толпы поклонников, надеясь найти среди них бриллиант, а Катерина готовится к очередной попытке поступления в институт. Однажды, поддавшись на уговоры подруги, она соглашается принять участие в авантюре и изобразить из себя на вечере профессорскую дочку. Вечер оказывается роковым: Катя влюбляется в телевизионщика Родика и вскоре беременеет от него. Вот только, когда обман раскрывается, парню оказывается совсем не нужна простая рабочая девушка, и Катерина остается с ребенком одна. Но ее не способны сломить жизненные трудности. Проходит 20 лет – и она директор завода. Вот только личная жизнь так и не сложилась. Однако в 40 лет жизнь только начинается… Об этом – вторая часть фильма.
Хотя мне милее именно первая. Сразу понимаешь, почему наши мамы и бабушки с ностальгией вспоминают то время. Люди были проще и честнее, жизненные цели яснее, а отношения искреннее. Хотя, равнодушие, меркантильность и высокомерие существовали всегда. Пример тому – Рудольф с его мамой.
Кто мне симпатичнее из трех подруг – да все одиноково, хоть вроде бы и являются полными противоположностями друг друга. Одно у них общее – все они не способны на подлость и горой готовы стоять друг за друга. А что судьбы их складываются так по-разному – так ведь это кто к чему стремился, а жизнь – она всех рассудила. И приобретает тихое семейное счастье Тоня, и остается у разбитого корыта Люда – потому что редко в жизни получается «сразу все выиграть». И добивается больших высот Катя, вот только что для женщины высоты – если она одинока?..
И вот на экране появляется Гоша. От многих слышу мнение, что он – идеал мужчины. Действительно, за ним женщина может чувствовать себя, как за каменной стеной. Но… Вот лично мне не нравится этот герой, хотя к игре Баталова никаких претензий нет. Но это бахвальство, это «Я мужчина, я мужчина», повторяемое на каждом шагу… Наверное, я отчасти феминистка. И, наверное, Екатерине, которой до этого попадались не мужчины, а мужчинки – такой и нужен. Но вот мне отчего-то обидно за героиню, особенно в конце. Ведь это Гоша не прав, ну верно Николай подметил, что после его слов насчет зарплаты и положения сложно Кате было все рассказать ему! Да ведь она его и не обманывала – он же ни о чем ее и не спрашивал, просто сделав сам для себя, в силу большого самомнения, свои выводы, которые оказались ошибочными! И что получается?.. Она восемь дней не ест, не пьет, плачет, его ищет – а он потом приходит такой хороший, ни «извините», ни «давай поговорим» - а она и рада до смерти, и обед ему сразу… Напрашивается вопрос: а если он уйти с поста директора потребует, и машину продать или ему отдать – она тоже согласиться?! Хочется верить, что за дни разлуки Гоша все же немножко поумнел и до этого не дойдет…
А так – все остальное в фильме нравится. Хотя и есть ляпы ( например, дочь родилась в июне – а забеременела героиня предыдущим летом – это как?!) Но это – ерунда. Все равно великолепный фильм. Если не самый лучший в истории нашего кинематографа, то точно один из них!