Завидный мужчина? Почему меня бесит Гоша из фильма "Москва слезам не верит"
В 1979 году Владимир Меньшов снял фильм, который станет любимым фильмом советского зрителя на долгие десятилетия. Это картина "Москва слезам не верит", рассказывающая о непростом пути к личному счастью обычной советской женщины Екатерины Тихомировой.
Сюжет картины охватывает довольно большой промежуток времени: сначала мы видим, как в 1958 году Екатерина с подругами приехала из провинции в столицу поступать в институт, а 20 лет спустя Екатерина предстаёт перед зрителем успешной в карьере...
Читать полностью
В 1979 году Владимир Меньшов снял фильм, который станет любимым фильмом советского зрителя на долгие десятилетия. Это картина "Москва слезам не верит", рассказывающая о непростом пути к личному счастью обычной советской женщины Екатерины Тихомировой.
Сюжет картины охватывает довольно большой промежуток времени: сначала мы видим, как в 1958 году Екатерина с подругами приехала из провинции в столицу поступать в институт, а 20 лет спустя Екатерина предстаёт перед зрителем успешной в карьере женщиной - она директор фабрики и депутат Моссовета. Но при этом она не замужем и в одиночку воспитывает дочь - отец ребенка Родион, узнав о предстоящем отцовстве, слинял, объяснив ей, что их связь была мимолетным увлечением и он ей ничего не должен, а "свои женские проблемы" Екатерина должна решать сама. И вот однажды в электричке к ней подсаживается некий Гоша. Он лихо берет быка за рога и к концу фильма настолько очаровывает зрительниц, что на долгие 40 лет становится образцом "настоящего мужчины" и объектом мечтаний советских, а затем и российских женщин, а судьба Екатерины вызывала завистливые вздохи и до сих пор в некоторых обзорах на фильм пишут, что наконец-то Екатерина встретила настоящую любовь в виде настоящего мужчины Гоши.
Многие удивляются, когда я говорю, что не люблю этот фильм - воротит меня и от Екатерины, и от этого Гоши. Не вижу я там никакого счастливого будущего. Сейчас объясню, почему.
Картина начинается с того, что эти три провинциальных девы из кожи вон лезут, лишь бы зацепить москвича с пропиской, а желательно еще и при деньгах. По этой причине они готовы рухнуть в объятия чего угодно, что хоть отдаленно напоминает мужчину, главное, чтобы была московская прописка. Лично мне такие дамы глубоко антипатичны и никакого сочувствия у меня не вызывают.
Фильм был снят 40 лет назад и по этой причине рассматривать описанную в нем ситуацию следует в контексте того времени. 40 лет назад быть незамужней женщиной было позорно, девиз девушек - "замуж любой ценой", популярная поговорка той эпохи - "лучше такой, чем никакого". Поэтому, с точки зрения советского общества 80-х годов, Екатерина самая неудачливая из трех подружек. Она замуж к сорока годам так и не вышла, мало того - родила вне брака. Позор. В СССР матерей-одиночек общество сильно не одобряло и шансы устроить личную жизнь у такой женщины стремились к нулю.
Екатерина относится к тому типу женщин, которых принято называть сильными. В самом деле - вырастить в одиночку ребенка, стать директором предприятия и депутатом это круто даже по современным меркам. Но она устала. Устала нести ответственность, устала держать удар и решать все сама. Ее внутренняя девочка плачет и хочет на ручки, но не к кому. Мамсику Родиону мама не позволит. Самовлюбленный и трусливый Володя тоже проигрывает ей во внутренней силе. И тут как снег на голову - Гоша. Интеллигентный слесарь, который с ходу начинает демонстрировать Екатерине повадки альфа-самца. Поначалу Екатерина с иронией относится к нему - она прекрасно видит, что за тип перед ней. Но потом она влюбляется в него без памяти, причем настолько без памяти, что даже начав жить с ним семейной жизнью, не удосуживается спросить его фамилию и узнать адрес! Просто потрясающе.
Недавно я пересмотрела этот фильм еще раз. И так и не смогла осилить свое отвращение - Гоша редкостно мерзкий тип. Просто отвратительный. Во-первых, он начинает знакомство с того, что унижает Екатерину. Он сообщает ей, что у нее "взгляд незамужней женщины", что она "не выше, чем мастер", ну на крайний случай - спохватывается он - "стали продвигать по линии профсоюза" - другими словами, он сразу ставит ее на место, дескать, немногого ты стоишь, а посему должна от радости прыгать, что на тебя обратил внимание такой орел. Оказавшись в квартире новой знакомой, первое, что он делает - обсматривает всю квартиру - я бы после такого просто выставила бы вон. Он оценивает благосостояние хозяйки и тут же еще раз выдает оценку ей самой: "Судя по блеску стекол и ворсу ковра, убирала не больше суток назад". Типа хорошая хозяйка. Простите, а вас спрашивали?
Во-вторых, он постоянно нахваливает себя, постоянно сравнивает себя со своими знакомыми и с самой Екатериной - на вопрос Саши (дочки Екатерины) о его заработке он просто без стеснения отвечает: "Всяко больше твоей матери", потом скромно заявляет: "Я понимаю в моторах, как очень немногие. Я тоже талант". Талант, мля! Дальше больше - он намекает на свою исключительность, на то, что он не такой, как все. Он и в самом деле не такой как все - в те времена таких слесарей не существовало. Понятия "слесарь" и "интеллигентность" были просто не совместимы. Слесарь в советское время это плохая успеваемость в школе, ПТУ в анамнезе, неухоженность и в большинстве случаев беспробудный алкоголизм. Будь Гоша таким - Екатерина точно не обратила бы на него внимание. Но Гоша необычный слесарь. Он слесарь-интеллигент. И сказать умеет красиво, и на лицо приятен, и за собой следит, а если и пьет, то только "по праздникам". Плюс - Гоша обладает рядом достоинств, которых нет у предыдущих ухажеров Екатерины:
- он не женат
- у него нет мамы
- он сразу берет на себя роль ведущего в паре - а Екатерина больше всего соскучилась именно по этому.
Конечно, Гоша сразу понял, чем можно привлечь сильную духом Екатерину - только показывая себя более сильным, чем она. Гоша начинает буквально навязывать себя Екатерине и едва ли не через сутки после знакомства заявляет, что они буду жить вместе - даже не поинтересовавшись мнением Екатерины на этот счет. Едва переступив порог чужой квартиры, он начинает в ней вести себя по-хозяйски, начинает распоряжаться и руководить. И он уверен в том, что ему завидуют: "Обо мне здесь так хорошо говорили, что ты, конечно, почувствовала некоторый комплекс неполноценности". То есть, если проанализировать его поведение, то ведет он себя нагло, по-хамски. Но почему-то самой Екатериной и зрителями хамство и наглость воспринимаются как проявление внутренней силы и лидерские качества. И еще один немаловажный момент. В разговоре с Сашей Гоша говорит: "Был такой римский император Диоклетиан. Кстати, очень приличный император". Диоклетиан отличился невероятным высокомерием, требованием относиться к себе как к божеству, а так же тем, что жестоко расправлялся со своими недругами и манерой "шагать по головам" для достижения своих целей. И это тоже весьма четко характеризует Гошу - таковы его идеалы, таких он считает "приличными".
На самом деле Гоша страдает комплексом неполноценности и самый большой страх для него - проиграть. Именно поэтому он так акцентирует внимание на том, что "баба не должна больше мужика зарабатывать" и именно поэтому он так болезненно реагирует на просьбу Екатерины без ее ведома больше не встревать в разборки детей. Весь тот лидер, которого он демонстрировал, тот брутальный самец сдувается в один момент, когда рядом оказывается человек, способный составить ему конкуренцию - Родион, отец Саши. Родион работает на телевидении, у него более интересная профессия, он зарабатывает явно больше Гоши, и Гоша моментально перед ним пасует. А уж когда становится известно, что "мастер" на самом деле не мастер, а директор, то есть у Екатерины и зарплата, и статус выше, чем у него, он дует губки как пятилетняя девочка и... уходит. Сначала буквально - из квартиры, а потом в недельный запой - лечить свою душевную травму.
Ну и финал, конечно, просто отвал башки: по просьбе рыдающей Екатерины Гошу разыскивают и буквально умоляют вернуться. И он, так и быть, соглашается. При этом, граждане, вы обратили внимание, в каких условиях живет этот великолепный Гоша? В жутком беспорядке, у него даже нет занавесок на окнах, а вещи разложены на полу. По-моему, он просто ищет себе добровольную рабыню, которая будет ему ноги мыть и воду пить.
Почему-то все решили, что они с Екатериной останутся вместе и будут жить долго и счастливо. Но на самом деле предпосылок именно к такому развитию сюжета нет. Гоша, терзаемый своими комплексами, продолжит терзаться и изводить Екатерину, при каждом удобном случае уходя в запой. Жизнь с таким фруктом превращается в ад и никакого космического счастья там просто не может быть. Вряд ли Владимир Меньшов не понимал, что представляет из себя такой персонаж как Гоша. И финал-то у фильма открытый - зрителям предстоит самим решать, что будет потом. Они и решили. Только почему-то в другую сторону.
Баталов сыграл бесподобно, в нем я увидела стержень истинного мужчины Советских времён.
Один из самых лучших фильмов Владимира Меньшова!!!