Мультфильм: борьба за экологию.
После глобальной войны, во время которой использовалось биологическое оружие, погибла индустриальная цивилизация. В токсичном лесу, в котором выжить могут лишь мутанты, большие насекомые наподобие исполинских жуков. Остатки человечества, разделённое всё ещё на государства враждующие, ютятся в тех местах, куда пока Лес не добрался. Одно из государств возглавляет фактически юная Навсикая, потому что тяжело болен её правитель-отец. Смелая и умная принцесса Навсикая пытается тайны Леса разгадать и... Читать полностью
После глобальной войны, во время которой использовалось биологическое оружие, погибла индустриальная цивилизация. В токсичном лесу, в котором выжить могут лишь мутанты, большие насекомые наподобие исполинских жуков. Остатки человечества, разделённое всё ещё на государства враждующие, ютятся в тех местах, куда пока Лес не добрался. Одно из государств возглавляет фактически юная Навсикая, потому что тяжело болен её правитель-отец. Смелая и умная принцесса Навсикая пытается тайны Леса разгадать и придумать, как его продвижение на Долину ветров остановить. Ей, однако, превратиться приходится в воина, когда воздушный корабль, принадлежащий воинственному соседнему государству, терпит крушение в Долине. Соседнее государство обладает древним супероружием, и это использует как предлог , чтобы вторгнуться в мирную Долину ветров.
Довольно странно мультфильм режиссёра сорокалетнего называть «ранним Миядзаки», но уж так биография сложилась у самого известного аниматора из Японии, что только в 1984 году в сорок три года Миядзаки создал всего лишь свой второй полнометражный мультик «Навсикая из Долины ветров».
Семья Миядзаки во время Второй мировой войны имела в собственности завод, который делал запчасти для самолётов, поэтому Хаяо с детства ярый поклонник авиации. Но он стать хотел художником комиксов, и в 1963 году устроился работать художником на ведущую в то время японскую мультстудию Toei Douga (она же Toei Animation).
Но в 1971 году Миядзаки вместе со своим другом Исао Такахату из-за того, что они вели активную профсоюзную борьбу, боссы студийные их невзлюбили, им пришлось уволиться, и следующие десять лет работали над телесериалами анимационными.
И только в 1979 году Миядзаки выпускает свою первую режиссёрскую работу полнометражную приключенческую картину «Люпен III: Замок Калиостро», который стал очень популярным, и издательство Tokuma Shoten Миядзаки предложило создать совместно ещё что-нибудь, но сначала его попросили нарисовать комикс, опубликовать его и увидеть, понравится ли людям постапокалиптическая история о мире, переживающем экологическую катастрофу. А потом Миядзаки приступил к работе над мультиком «Навсикая из Долины ветров».
Необычное имя Миядзаки в «Одиссее» Гомера нашёл. Навсикая, юная принцесса феаков, Одиссея спасла. Считалось в античности, что именно Навсикая игру в мяч изобрела.
Художник создать стремился девушку одновременно и женственную, и мужественную. Она привлекательная, добрая и в то же время решительная, расчётливая, предприимчивая, бесстрашная, она не уступает в бою мужчинам ни в рукопашной схватке, ни при пилотировании самолётов и глайдеров.
Источниками вдохновения для режиссёра были сказка древнеяпонская о придворной, которая заботилась больше о насекомых, чем о внешности своей, и популярные западные фэнтези-циклы: «Дюна» Фрэнка Герберта, «Земноморье» Урсулы Ле Гуин, «Властелин Колец» Толкиена. Опирался Миядзаки и на реальные катастрофы экологические, например, на заражение залива Минамата токсичными отходами, в результате чего в 1950-х и в 1060-х тысячи японцев отравились водорослями с ртутью и рыбой.
Мультфильм «Навсикая из Долины ветров» сразу же признали шедевром анимационным. Даже через тридцать лет эту мультленту включают регулярно в перечни лучших и даже впереди лент Миядзаки, вышедших позднее. Британские авторитетные эксперты Джонатан Клементс и Хелен МакКарти называют в «Энциклопедии аниме» этот мультфильм во всех отношениях превосходным.
Режиссёр создал самое эпическое своё произведение с захватывающими боями на земле и в воздухе, с причудливыми мутантами, с сюжетными неожиданными поворотами, с энергичным действием.
Главная героиня безупречна во всём. Она и учёный, и лидер, и воин, и инженер, и превосходит во всём всех. Девушка головы не теряет ни в каких ситуациях, она милосердие проявляет и к врагам. Стремясь супердевушку изобразить в противовес доминирующим суперпарням, Миядзаки создал её безукоризненной, совершенно идеальной.
Мультфильм, по сути, сводится к противостоянию варварского отношения к природе и уважительного, бережливого отношения к ней.
Внутренний мир героини является центральным и в повествовании, и в зрительских суждениях. И в финале достигается подлинный триумф, когда Навсикаи, примиряет насекомых и людей, рискую жизнью.
Очень интересна противостоящая Навсикаи принцесса Кушана, которая мечтает одержать над Лесом победу, воюя с которым она потеряла руку. И не менее интересен и образ пожилого, но бодрого воина Юпа, главного сподвижника принцессы.
Этот мультфильм поражает воображение не только детское, но и взрослое.