И умное, и грандиозное зрелище.
Токио в 1988 году в начале третьей мировой войны уничтожен был взрывом. Через тридцать лет на развалинах города был построен новый мегаполис Нео-Токио. Во время одной из стычек байкерских группировок натыкаются подростки на преследуемого армейским подразделением мальчика, у которого кожа серая и старческие морщины. Мальчик, пытаясь скрыться, телекинез использует, и это активирует скрытые способности экстрасенсорные у байкера Тецуо. Обоих подростков армейские медики на свою базу доставляют и... Читать полностью
Токио в 1988 году в начале третьей мировой войны уничтожен был взрывом. Через тридцать лет на развалинах города был построен новый мегаполис Нео-Токио. Во время одной из стычек байкерских группировок натыкаются подростки на преследуемого армейским подразделением мальчика, у которого кожа серая и старческие морщины. Мальчик, пытаясь скрыться, телекинез использует, и это активирует скрытые способности экстрасенсорные у байкера Тецуо. Обоих подростков армейские медики на свою базу доставляют и эксперименты над Тецуо ставить начинают. В это время Канеда, друг Тецуо, подружился с девушкой, которая входит в повстанческую антиправительственную группировку, и он собирается освободить Тецуо, который стремительно в супермена превращается.
Кацухиро Отомо, создатель «Акиры», является большим поклонником комикс-сериала «Железный человек № 28», поэтому в этом мультипликационном фильме встречается много отсылок к этому сериалу.
Мультфильм «Акира», вышедший в 1988 году, среди классических анимационных лент особое место занимает, этот фильм создал международный аниме-фандом.
Когда зрители Европы, Америки, а потом и России мультфильм этот смотрели, они понимали, что от аниматоров в своей стране ничего подобного они в ближайшие годы не дождутся. И этот мультфильм их убеждал в необходимости присмотреться поближе к культуре страны, которая выпускает мультики, где на седьмой минуте собаку в упор расстреливают, а на двадцать восьмой минуте изнасиловать пытаются девушку, сорвав одежду с неё, а в финале мегаполис в клочья разносят.
«Акира» - это, конечно, панк, пессимистичный и циничный взгляд на будущее, в котором прогресс властью наделяет мерзавцев, а всех, кто с золотой ложкой или с золотыми палочками не родился, на обочину выбрасывает. Будущее – это власти коррумпированные; военные и полицейские, оружием злоупотребляющие; эксперименты садистские над детьми; система образования, насквозь прогнившая; молодёжные свирепствующие группировки; религиозные культы расцветающие. Нео-Токио продвинут технически, но в таком месте жить захочет только мазохист.
Когда сравниваешь эту мультленту с киберпанковским западным шедевром 1980-х «Бегущий по лезвию», то сразу в глаза бросается, насколько выразительно свободнее видение Отомо, чем видение Ридли Скотта. Там, где Скотт только намекает и зрителям предлагает домыслить фрагменты, показанные на экране, художники Отомо панорамы, детально прорисованные, разворачивают и меняют без устали места действия и пейзажи.
А сцены боевые этих двух лент даже нелепо сравнивать. «Акира» - это экшен на уровне блокбастеров современных, и на фоне его схваток, кромсающих город, между телекинетиком сверхмощным Тецуо и армией, бледнеют не только «Бегущий по лезвию», но и десятилетие спустя снятый «Терминатор 2». Фильм при этом от спецэффектов неубедительных не страдает, поскольку всё в нём одинаково убедительно.
В фильме действие сосредоточено на юных байкерах Канеде и Тецуо и полковнике Сикисиме, который на всё готов, даже на преступления кровавые, чтобы Нео-Токио от угроз защитить, некоторые из которых сам и создал. Персонаж этот получился чуть ли не самым человечным, харизматичным и сложным во всём мультфильме.
«Акира» - это история о дружбе, которая чудовищному испытанию подвергается, когда сверхсила, растущая стремительно, Тецуо превращает в убийцу и безумца. Противостояние с Канедой антигероя тем горше, что они оба сироты, и нет никого у них ближе друг друга. Однако то, что сверхсила Тецуо с ума сводит и почти полностью его подчиняет, делает вражду персонажей эмоциональной и драматичной, но не очень интересной. Противники вменяемые, пусть социопатичные даже, занимательнее были бы. Кроме того, если задуматься о том, что происходит в фильме, то приходишь к мысли, что заглавная подлинная тема в фильме – не дружба героев и не опасность науки, играющей с огнём, что является для Японии, перенёсшей два атомных удара, обычным сюжетом, а скрытая в подростках энергия, не находящая выхода созидательного.
Фильм критически намекает на устройство общества японского, в котором молодые люди
карьеру делать будут не благодаря талантам своим, а по выслуге лет. Для послушных и скромных это отличное предложение, но пытка настоящая для амбициозной молодёжи.
Неудивительно, что в 1982 году численность группировок байкерских достигла пика.
Молодёжи попасть в тюрьму или разбиться более приятным казалось, чем уйму усилий прилагать для учёбы, а потом десятилетиями ждать, работая на незначительной должности, дожидаясь, когда сотрудники вышестоящие на пенсию уйдут. Энергия молодёжи, которая служить обществу могла, находила бессмысленные или криминальные выходы, и режиссёру Отомо, человеку вдумчивому, было от чего в отчаяние прийти и свои чувства выразить в эпопее о ребятах неприкаянных, чья внутренняя невостребованная сила города разрушает.
«Акира» - эпохальная картина, даже спустя четверть века может дать фору современным фантастическим хитам. И мультфильм предлагает многое и любящим над увиденным поразмыслить, и поклонникам величественных зрелищ.