Первая любовь, школьные года.
Сидзуку, четырнадцатилетняя школьница, беря книги в библиотеке во время летних каникул, видит, что в их формулярах написано имя Сейдзи Амасава. Она, заинтригованная этим, хочет выяснить, кто же имеет тот же литературный вкус, как и у неё, и знакомится с подростком из параллельного класса Сейдзи, и хотя прошло знакомство не так романтично, как она предполагала, они друзьями вскоре становятся. Сейдзи признаётся девочке, что хочет научиться делать скрипки, поэтому поступать в старшие классы не... Читать полностью
Сидзуку, четырнадцатилетняя школьница, беря книги в библиотеке во время летних каникул, видит, что в их формулярах написано имя Сейдзи Амасава. Она, заинтригованная этим, хочет выяснить, кто же имеет тот же литературный вкус, как и у неё, и знакомится с подростком из параллельного класса Сейдзи, и хотя прошло знакомство не так романтично, как она предполагала, они друзьями вскоре становятся. Сейдзи признаётся девочке, что хочет научиться делать скрипки, поэтому поступать в старшие классы не будет, а поедет в Италию, где и поступит в школу, в которой учат делать скрипки. А Сидзуку решает поучиться писать фантастические истории и погружается полностью в сочинение повести о принадлежащей дедушке Сейдзи фигурке кота-аристократа.
Хаяо Миядзаки и Исао Такахата создали студию Ghibli, которая была заточена в такой степени под их обслуживание, что Мамору Осии, режиссёр мультфильма «Призрак в доспехах», сравнил студию с кремлём, а основателей её тоталитарными советскими вождями. И эта шутка очень даже была уместной. Художники в Ghibli долго не задерживались, так как не собирались быть вечно мальчиками на побегушках. И, когда задумался Миядзаки о том, на кого оставят они студию после ухода на пенсию, то оказалось, что был в студии только один хороший кандидат - Ёсифуми Кондо, который работал с конца 1960-х.
Миядзаки, чтобы Кондо проверить, для него придумал режиссёрский проект: сделать экранизацию комикса однотомного «Шёпот сердца», созданного в 1989 году Аой Хиираги. Но и сам написал сценарий, который заметно отличался от этого комикса, часть раскадровок нарисовал и сочинил даже песенку шуточную о Токио. Поэтому, критикуя «Шёпот сердца» или восхищаясь им, надо и критику, и восхищение делить между Кондо и Миядзаки, а не на одного Кондо всё это валить. К сожалению, понять, чего стоил Кондо без опеки Миядзаки, не удалось, потому что в 1998 году он скончался скоропостижно в возрасте сорока семи лет.
Комикс «Шёпот сердца» - типичная любовная история, предназначенная девочкам-подросткам. В ней есть несколько парочек влюблённых, многоугольник любовный, добросердечная, хотя и незадачливая главная героиня, мальчик благородный с хобби романтичным: создание скрипок, с родителями сложные отношения, целомудренные, но страстные сюжетные перипетии.
Кондо и Миядзаки рисовать такой мультик было не очень интересно. И они поэтому приглушили и сократили романтические линии комикса и превратили его в трогательную и умную мульткартину, рассказывающую о том, как главные герои принимают первые взрослые решения: регулируют свои романтические переживания, выбирают будущую профессию, готовятся к экзаменам переводным в старшую школу. В этой мультленте, как и во многих других мультфильмах Ghibli, которые вышли к 1995 году, нет злодеев, противостоящих главным героям, но внутренние дилеммы героев не перестают быть от этого менее острыми и волнующими. Такой сюжет делает мульткартину более близкой и правдоподобной, чем мультсказка «Ведьмина служба доставки» Миядзаки, в которой нарисован мир ведьм с его странными порядками и законами.
Чтобы реалистичность сильнее подчеркнуть и насытить мультфильм нюансами социальными, команда Ghibli воссоздала тщательно многоэтажки и дома частные, низины и холмы, велосипеды и поезда, узкие улочки и магистрали, библиотеки, парки, школы. В общем, безопасный и уютный, но требовательный мир, который даёт многое детям, но и многое спрашивает с них. Выбор пути в мире этом наделить может человека собственным большим домом, таким, как у Юко, подруги Сидзуку, или квартиркой маленькой, как та, в которой живёт семья Сидзуки. Хотя мультфильм не единым словом внимания не привлекает к различиям социальным между Сидзуку и Юко, но скрупулезность визуальная в показе их быта сама за себя говорит.
И главное, в отличие от мультипликационных картин «Ещё вчера» и «Помпоко: Война тануки», мульткартина «Шёпот сердца» не требует знания тонкостей японской жизни, потому что проблемы японских подростков понятны всем.
Этот мультфильм не самый напряжённый и драйвовый в фильмографии Ghibli, но сюжет его не стоит на месте ни в одной сцене, а обаяние и душевность мультика и его героев, которые тщательно прорисованы и прописаны независимо от сюжетного их значения, полностью недостаток драматизма искупают. К тому же у экрана соскучиться невозможно, потому что каждый кадр на паузе рассматривать хочется, чтобы оценить в полной мере мастерство художников, в него вложенное.
А бродячий кот какой потрясающий в фильме, благодаря которому знакомится Сидзуку с дедушкой Сейдзи. Казалось бы, несущественный, по сути, персонаж, но в него столько любви вложено.
Мультфильм «Шёпот сердца», одним словом, можно назвать безукоризненным шедевром, он и впечатляет, и вдохновляет, и по-новому заставляет на свою жизнь взглянуть даже людей взрослых. А для подростков это, тем более, обязательное зрелище, и для девочек особенно, к тому же именно им он и адресован в первую очередь.