Фестивальный арт-хаус, который обычному человеку вряд ли понять.
Ари Фольман («Вальс с Баширом»), израильский режиссёр, создал фильм «Конгресс», получивший в 2013 году награду Европейской киноакадемии как самый лучший мультипликационный фильм. Он якобы снял его на основе рассказа «Футурологический конгресс» Станислава Лема, написавшего его в 1971 году. Только вот от Лемма, кроме галлюциногенного мира, ничего нет. На основе этого небольшого рассказа уже вышла трилогия «Матрицы». Станислав Лем в своём рассказе представляет будущее очень мрачно: земля...
Читать полностью
Ари Фольман («Вальс с Баширом»), израильский режиссёр, создал фильм «Конгресс», получивший в 2013 году награду Европейской киноакадемии как самый лучший мультипликационный фильм. Он якобы снял его на основе рассказа «Футурологический конгресс» Станислава Лема, написавшего его в 1971 году. Только вот от Лемма, кроме галлюциногенного мира, ничего нет. На основе этого небольшого рассказа уже вышла трилогия «Матрицы». Станислав Лем в своём рассказе представляет будущее очень мрачно: земля опустошена, разграблена, человечество погружено в дикую нищету. И власть имущие с помощью наркотиков погружают людей в мир счастливых галлюцинаций, который в фильме изображён с помощью анимационных образов. Лем в своём рассказе убеждал в том, что очень опасно, когда человек перестаёт различать реальный мир от своих фантазий.
Бывшая очень популярной актриса Робин Райт (Робин Райт), постарев, стала никому не нужной, её даже перестали узнавать поклонники её творчества. И вот она получает предложение заключить контракт на двадцать лет от студии Miramount, согласно которому её подвергнут оцифровке, запишут все её жесты, движения, эмоции. А потом всё это художники компьютерной графики будут использовать для создания фильмов, в которых будет действовать молодая Райт, конечно, не спрашивая её согласия на то, желает ли она, чтобы её образ был использован в данном фильме. Она просто может заниматься теперь чем угодно и забыть об актёрской деятельности. Так как у Райт есть дочь Сара (Сэми Гэйл) с очень независимым характером и острым языком и сын Аарон (Коди Смит-Макфи), который по прогнозам врачей может в скором времени оглохнуть и ослепнуть, она соглашается взять деньги.
Через двадцать Робин получает приглашение посетить футурологический конгресс, на котором объявляется о том, что технология развлечений совершает новый рывок в своём развитии. Перед въездом в город, в котором будет проходить этот конгресс, Робин должна принять наркотик, после чего она будет видеть окружающий мир в виде мультипликационных образов.
Фильм очень труден для понимания. Но понятно только то, что наркотики приведут к тому, что человек будет путешествовать внутри сознания, и это приведёт к катастрофе. Только вот непонятно, а эти наркотики настолько были дещёвыми, что их давали всем желающим бесплатно? А как они, находясь под действием наркотиков, могли жить не питаясь?
И эти скачки во времени тоже никак не понять. Робин получила деньги. И что? Что она делала двадцать лет до того, как её пригласили на конгресс? Почему она ищет сына? Получив деньги, она не занялась лечением сына? Как и почему она его потеряла?
В фильме после того, как её оцифровали, начинается полнейшая вакханалия мультипликационного бреда. Всё происходит неожиданно быстро, резко, непонятно. Вот оратор с пламенной речью, а вот вдруг стрельба какая-то, зачем, почему? Спуск в подвал, потом полёт на вертолёте. Ничего не понять.
Видимо режиссёр решил, что он может снимать всё, что ему вздумается, совершенно не думая о связности и логичности повествования. И, кажется, что для него важнее показать буйство галлюцинаций, кажется, что он вместо того, чтобы показать вред от наркотиков, он их пропагандирует, призывает к их употреблению, заявляя, смотрите мол, как же это здорово, приняв наркотик, у тебя изменится восприятие, ты можешь быть кем угодно и видеть себя всё время красивым и счастливым.
Может эта картина для фестивалей и годится, но у обычного зрителя она вызовет раздражение и много безответных вопросов, потому что Ари Фольман не сделал её понятной, а использовал этот фильм лишь для собственного самовыражения, смотрите мол, как я могу фантазировать.
Но интереснее другое. При симптомальном чтении легко ухватывается «синдром ток-радио». Этот синдром прорисовывается, в частности, в фильме «Радиоболтовня» или «Ток-радио» (Talk Radio, 1988) и состоит в том, что люди звонят на радио (смотрят кино), их там оскорбляет радиоведущий (режиссёр), а они все равно слушают, смотрят и звонят.
Кстати, попутное наблюдение: подобно тому, как картина «Прочь» (Get Out, 2017) позволительна для негра, но была бы непозволительной для белого, так и «Конгресс», в части последнего из рассмотренных аспектов, оказывается позволителен в силу того, что режиссёр еврей. Ну вы понимаете, что означает сам факт того, когда мы обнаруживаем себя съехавшими на такой уровень дискурса.
Что же касается Лемма, то тут как посмотреть. Ведь если разобраться, то вся так называемая жизнь представителя статистического большинства, определяющего лицо планеты, перманентно зиждется на психостимуляторах. Вспомним хотя бы расхожее: «под пивко сойдёт», или число просмотров сферических детективов в зоопарке типа «Достать ножи».
Да что это я всё о себе,да о себе.Тупой фильм.
erik k, Спасибо Вам за коммент, из-за Вас я его посмотрела и... осталась довольна. СПАСИБО :fellow