PRO+
О праве оставаться человеком
По опросам, книгу читали немногие. А вот фильм смотрели все. И не смотреть было нельзя. Потому что это история. Наше недавнее прошлое, наша боль, которая не отпускает.
Во время съемок сериала «В круге первом» приходилось слышать множество мнений, что материал некиногеничен, скорее театрален (монологи, диалоги, отсутствие внешней канвы событий) и что ничего в итоге не получится. С началом показа скептикам пришлось умолкнуть. Их заставило изменить свое мнение очень мощное впечатление от... Читать полностью
Во время съемок сериала «В круге первом» приходилось слышать множество мнений, что материал некиногеничен, скорее театрален (монологи, диалоги, отсутствие внешней канвы событий) и что ничего в итоге не получится. С началом показа скептикам пришлось умолкнуть. Их заставило изменить свое мнение очень мощное впечатление от... Читать полностью
По опросам, книгу читали немногие. А вот фильм смотрели все. И не смотреть было нельзя. Потому что это история. Наше недавнее прошлое, наша боль, которая не отпускает.
Во время съемок сериала «В круге первом» приходилось слышать множество мнений, что материал некиногеничен, скорее театрален (монологи, диалоги, отсутствие внешней канвы событий) и что ничего в итоге не получится. С началом показа скептикам пришлось умолкнуть. Их заставило изменить свое мнение очень мощное впечатление от прекрасной, глубокой и в чем-то героической работы режиссера Глеба Панфилова.
Прежде всего, с уважением отнесемся к выбору материала. Глеб Анатольевич никогда не искал легких путей. Его фильмы – о ткачихе-кинозвезде или об императоре Николае Втором, о красноармейцах или по драме М. Горького «Васса» – всегда событие, художественное и общественное.
Но на этот раз… Насколько трудный литературный материал, настолько же и великая ответственность перед живым классиком. Ведь не кто иной, как сам А.И. Солженицын приложил руку к написанию сценария по мотивам собственного произведения.
…Десятки, сотни тысяч ссыльных по всей стране валят лес, строят каналы, добывают уран. Люди не выдерживают нечеловеческих условий, умирают от туберкулеза, недоедания, холода, издевательств конвойных, в безвестности (переписка запрещена). На место мертвых встают живые.
Будни шарашки – некоей лаборатории или испытательного полигона в тюрьме – не настолько трагичны. Но это только на первый взгляд. Умные, высокообразованные люди – физики, математики, инженеры-конструкторы, специалисты – в свое время обвиненные в шпионаже, заперты в четырех стенах барака. Все они лишены не только свободы, но и права на творчество. А для человека науки – это медленная, но верная смерть. Чем же могут заниматься «сидельцы»? Могут выполнять распоряжения и задания по линии НКВД. Одна отдушина – поговорить вечером с собратьями о своем, сокровенном. Но эти беседы – как крупицы золота в массиве руды.
Шарашке дано задание: разработать аппарат, который по звуку голоса сможет идентифицировать говорящего. Прежде всего, камарилье Сталина нужно «вычислить» тех, кто связывается с западными и американскими посольствами, пытаясь донести правду до мирового сообщества о терроре, царящем в стране. Но создать такой аппарат – значит, упрятать за решетку еще многие сотни людей, которых пока еще не настигла суровая рука сталинского правосудия. А заказчики подгоняют. Не будешь полезен шарашке – отправишься на Колыму, валить лес, добывать руду.
Главную роль исполняет интеллигентный, тонкий Евгений Миронов. И со своей задачей справляется блестяще. Вслушиваясь в негромкую, чуть глуховатых тонов, речь Глеба Нержина, видишь перед собой самого А.И. Солженицына – человека, совершившего подвиг, который в полной мере будет оценен лишь будущими поколениями.
Честь, достоинство, чистота помыслов, правдивость. А еще верность семье… Это не отвлеченные нравственные категории. С мыслью о каждой из них ежедневно встают и укладываются вечером в скрипящие металлические кровати обитатели шарашки. Г.А. Панфилову удалось передать самое главное – нерв романа. Человека подчинить своей воле можно. Сломать его внутренний стержень нельзя. Если сам он не поддастся.
В сериале «В круге первом» снялись Дмитрий Певцов, Игорь Кваша, Инна Чурикова, Роман Мадянов, Ольга Дроздова и другие. Свою последнюю большую роль в кино сыграл незадолго до своего ухода из жизни замечательный актер Михаил Кононов.
Интересно провести аналогию с постановкой Юрия Любимова по этому же роману. Спектакль «Шарашка» на Таганке решен совсем в ином художественном ключе, но он тоже оставил сильное впечатление. Юрий Петрович читал текст от имени Сталина, сидя в зале, среди зрителей.
Сталин – среди нас?
Каждый сможет ответить на этот вопрос самостоятельно. Смотрите, сравнивайте, обсуждайте.
Во время съемок сериала «В круге первом» приходилось слышать множество мнений, что материал некиногеничен, скорее театрален (монологи, диалоги, отсутствие внешней канвы событий) и что ничего в итоге не получится. С началом показа скептикам пришлось умолкнуть. Их заставило изменить свое мнение очень мощное впечатление от прекрасной, глубокой и в чем-то героической работы режиссера Глеба Панфилова.
Прежде всего, с уважением отнесемся к выбору материала. Глеб Анатольевич никогда не искал легких путей. Его фильмы – о ткачихе-кинозвезде или об императоре Николае Втором, о красноармейцах или по драме М. Горького «Васса» – всегда событие, художественное и общественное.
Но на этот раз… Насколько трудный литературный материал, настолько же и великая ответственность перед живым классиком. Ведь не кто иной, как сам А.И. Солженицын приложил руку к написанию сценария по мотивам собственного произведения.
…Десятки, сотни тысяч ссыльных по всей стране валят лес, строят каналы, добывают уран. Люди не выдерживают нечеловеческих условий, умирают от туберкулеза, недоедания, холода, издевательств конвойных, в безвестности (переписка запрещена). На место мертвых встают живые.
Будни шарашки – некоей лаборатории или испытательного полигона в тюрьме – не настолько трагичны. Но это только на первый взгляд. Умные, высокообразованные люди – физики, математики, инженеры-конструкторы, специалисты – в свое время обвиненные в шпионаже, заперты в четырех стенах барака. Все они лишены не только свободы, но и права на творчество. А для человека науки – это медленная, но верная смерть. Чем же могут заниматься «сидельцы»? Могут выполнять распоряжения и задания по линии НКВД. Одна отдушина – поговорить вечером с собратьями о своем, сокровенном. Но эти беседы – как крупицы золота в массиве руды.
Шарашке дано задание: разработать аппарат, который по звуку голоса сможет идентифицировать говорящего. Прежде всего, камарилье Сталина нужно «вычислить» тех, кто связывается с западными и американскими посольствами, пытаясь донести правду до мирового сообщества о терроре, царящем в стране. Но создать такой аппарат – значит, упрятать за решетку еще многие сотни людей, которых пока еще не настигла суровая рука сталинского правосудия. А заказчики подгоняют. Не будешь полезен шарашке – отправишься на Колыму, валить лес, добывать руду.
Главную роль исполняет интеллигентный, тонкий Евгений Миронов. И со своей задачей справляется блестяще. Вслушиваясь в негромкую, чуть глуховатых тонов, речь Глеба Нержина, видишь перед собой самого А.И. Солженицына – человека, совершившего подвиг, который в полной мере будет оценен лишь будущими поколениями.
Честь, достоинство, чистота помыслов, правдивость. А еще верность семье… Это не отвлеченные нравственные категории. С мыслью о каждой из них ежедневно встают и укладываются вечером в скрипящие металлические кровати обитатели шарашки. Г.А. Панфилову удалось передать самое главное – нерв романа. Человека подчинить своей воле можно. Сломать его внутренний стержень нельзя. Если сам он не поддастся.
В сериале «В круге первом» снялись Дмитрий Певцов, Игорь Кваша, Инна Чурикова, Роман Мадянов, Ольга Дроздова и другие. Свою последнюю большую роль в кино сыграл незадолго до своего ухода из жизни замечательный актер Михаил Кононов.
Интересно провести аналогию с постановкой Юрия Любимова по этому же роману. Спектакль «Шарашка» на Таганке решен совсем в ином художественном ключе, но он тоже оставил сильное впечатление. Юрий Петрович читал текст от имени Сталина, сидя в зале, среди зрителей.
Сталин – среди нас?
Каждый сможет ответить на этот вопрос самостоятельно. Смотрите, сравнивайте, обсуждайте.