ЮЖНАЯ ЛЮБОВЬ НА ХОЛОДНОМ СЕВЕРЕ
Мелодрама – не жанр. Мелодрама – настроение. Наше, зрительское. И когда оно совпадает с фильмом, то мы, как верно подметил классик, над вымыслом слезами обольемся. Так и случилось, когда я сел смотреть английскую мелодраму «Север и Юг» (не путать с одноименным американским сериалом!), снятую по роману Элизабет Гаскелл, которая стоит – и по времени, и по мастерству -- в одном ряду с такими классиками жанра, как Джейн Остин и Шарлотта Бронте.
Мелодрама – это не только киношка «еще раз про... Читать полностью
Мелодрама – это не только киношка «еще раз про... Читать полностью
Мелодрама – не жанр. Мелодрама – настроение. Наше, зрительское. И когда оно совпадает с фильмом, то мы, как верно подметил классик, над вымыслом слезами обольемся. Так и случилось, когда я сел смотреть английскую мелодраму «Север и Юг» (не путать с одноименным американским сериалом!), снятую по роману Элизабет Гаскелл, которая стоит – и по времени, и по мастерству -- в одном ряду с такими классиками жанра, как Джейн Остин и Шарлотта Бронте.
Мелодрама – это не только киношка «еще раз про любовь». Хорошую или точнее, социальную мелодраму отличает интересный фон, на котором она разыгрывается. Например, бурные события английской промышленной революция 19 века, невольной участницей которых становится милая провинциалка Маргарет, чья семья переехала со спокойного юга на кипящий социальными конфликтами север. Поэтому мне было интересно наблюдать, как за любовными перипетиями героев, так и за взаимоотношениями рабочих с хозяевами хлопковой фабрики, которые развиваются в фильме не строго по Марксу (хотя замечу, что булыжник уже и тогда был оружием пролетариата).
Мелодрама не обязательно подразумевает, что персонажам должно неистово «рвать страсть в клочья» в стиле индийского кино, а тем более, раз действие происходит в чопорной викторианской Англии. Но и пренебрегать классическим постулатом, гласящим, «что от любви до ненависти – один шаг» (равно как и наоборот) ей тоже не с руки. Именно этот шаг (который наоборот) исследуют создатели фильма на примере отношения Маргарет к «новоанглийскому» фабриканту и миллионеру Джону Торнтону. Но пересказывать дальше подробности их «лав стори» воздержусь, дабы не уподобляться тем зрителененавистникам, которые норовят в рецензии на детектив уже в самом начале назвать убийцу.
Мелодрама сегодня (как и всякое произведение искусства) -- товар. Английская – в том числе. А чем всегда славились английские товары? Правильно, добротностью (читай: качеством). «Север и Юг» -- не исключение. По-настоящему литературный первоисточник. Крепкая режиссура. Уверенная операторская работа. Актерское мастерство: практически каждый персонаж – от главных героев до эпизодических -- психологически точно прорисован исполнителем. Одним словом, ансамбль, играющий слаженно и не фальшивя.
Мелодрама (в отличие от боевиков с их катастрофическими спецэффектами, криками и пальбой прямо в ухо) предназначена для индивидуального употребления. Ей нужен тихий вечер, уютный диван, теплый плед и бокал хорошего вина (обязательно красного, вспомните рифму «любовь – кровь»). И еще голова любимой на плече. Она в данном случае не помешает. Итак, начинаем просмотр. Англия. 19 век. Панорама небольшого провинциального городка. В кадре появляется Маргарет…
Мелодрама – это не только киношка «еще раз про любовь». Хорошую или точнее, социальную мелодраму отличает интересный фон, на котором она разыгрывается. Например, бурные события английской промышленной революция 19 века, невольной участницей которых становится милая провинциалка Маргарет, чья семья переехала со спокойного юга на кипящий социальными конфликтами север. Поэтому мне было интересно наблюдать, как за любовными перипетиями героев, так и за взаимоотношениями рабочих с хозяевами хлопковой фабрики, которые развиваются в фильме не строго по Марксу (хотя замечу, что булыжник уже и тогда был оружием пролетариата).
Мелодрама не обязательно подразумевает, что персонажам должно неистово «рвать страсть в клочья» в стиле индийского кино, а тем более, раз действие происходит в чопорной викторианской Англии. Но и пренебрегать классическим постулатом, гласящим, «что от любви до ненависти – один шаг» (равно как и наоборот) ей тоже не с руки. Именно этот шаг (который наоборот) исследуют создатели фильма на примере отношения Маргарет к «новоанглийскому» фабриканту и миллионеру Джону Торнтону. Но пересказывать дальше подробности их «лав стори» воздержусь, дабы не уподобляться тем зрителененавистникам, которые норовят в рецензии на детектив уже в самом начале назвать убийцу.
Мелодрама сегодня (как и всякое произведение искусства) -- товар. Английская – в том числе. А чем всегда славились английские товары? Правильно, добротностью (читай: качеством). «Север и Юг» -- не исключение. По-настоящему литературный первоисточник. Крепкая режиссура. Уверенная операторская работа. Актерское мастерство: практически каждый персонаж – от главных героев до эпизодических -- психологически точно прорисован исполнителем. Одним словом, ансамбль, играющий слаженно и не фальшивя.
Мелодрама (в отличие от боевиков с их катастрофическими спецэффектами, криками и пальбой прямо в ухо) предназначена для индивидуального употребления. Ей нужен тихий вечер, уютный диван, теплый плед и бокал хорошего вина (обязательно красного, вспомните рифму «любовь – кровь»). И еще голова любимой на плече. Она в данном случае не помешает. Итак, начинаем просмотр. Англия. 19 век. Панорама небольшого провинциального городка. В кадре появляется Маргарет…