PRO+
Головоломка для зрителей-интеллектуалов
Хитроумный паззл из загадок для поклонников авторских фильмов. Такой вывод можно сделать после просмотра кино "Зенит", снятого в условиях малого бюджета. Слова "авторский американский фильм" кажутся оксюмороном, но "Зенит" действительно снял в Америке режиссер, который родился в Сербии. И снял удачно, побывав в рамках своего проекта и сценаристом, и продюсером. Режиссер, стоит заметить, сумел "самовыразиться" за небольшие по голливудским меркам деньги, а значит, такое кино кому-то интересно и... Читать полностью
Хитроумный паззл из загадок для поклонников авторских фильмов. Такой вывод можно сделать после просмотра кино "Зенит", снятого в условиях малого бюджета. Слова "авторский американский фильм" кажутся оксюмороном, но "Зенит" действительно снял в Америке режиссер, который родился в Сербии. И снял удачно, побывав в рамках своего проекта и сценаристом, и продюсером. Режиссер, стоит заметить, сумел "самовыразиться" за небольшие по голливудским меркам деньги, а значит, такое кино кому-то интересно и кто-то готов финансировать нестандартные киноголоволомки.
Непросто пересказать сюжетную нить ленты, так как ее сценарий написан вопреки классическим законам драматургии. Начало "Зенита" - рассказ пожилого мужчины перед объективом камеры о пробном наказании электрическим током, которое применяли к малоприлежным ученикам. Следом идет иное повествование - юноша по имени тупица Джек рассказывает о себе. Он сбывает товар, причиняющий людям боль. И сам пробует его, чтобы убедиться в качестве. Понять, где и когда происходят описываемые события, сложно.
В тексте, произносимом "за кадром", слышно о 2044 годе, но увиденное навевает мысли о разваленной из-за военных действий маленькой стране. Например, о городе Белграде, где родился Владан Миколич. Наверно, подсознательные образы сербского кинорежиссера стали прообразом подобного видеоряда. Кое-какие эпизоды фильма можно объяснить национальной принадлежностью съемочной группы.
В общем, у Джека оказывается кассета с номерами и видеозаписями, где его отец, когда-то бывший священником, старается разоблачить заговор и нейтрализовать тайное общество "Зенит". Довольно скверное название для группы людей, которые управляют миром. Но таких кассет в фильме аж 10 штук, и Джеку приходится отправиться на их поиски в магазин книг. Параллельная тема фильма - человечество разучилось читать и понимать слова, которые обозначают разные ипостаси нравственности и психологии человека.
Речь идет о печали, восприятии, тоске, заинтересованности, страдании и т.д. Джек же не забыл значение этих слов и говорит их перед камерой, очевидно - для детей и внуков. Впрочем, отпрысков у Джека наверняка не будет: он болен опухолью мозга и принимает участие в каком-то эксперименте. Короче говоря, фильм пропитан сюрреализмом, каждый эпизод символизирует о чем-то сакральном. Удобно, что увиденное можно трактовать как угодно в силу интеллекта, фантазии и образования зрителя.
Тем, кто придумал сериал "Зенит" стоит отказаться от комплексов на тему политики и менталитета - это поможет снять еще более захватывающие и нестандартные фильмы. В качестве примера можно взять "Двенадцать обезьян" от Тери Гиллиама или классику кино - "Заводной апельсин" от Стенли Кубрика. Или переключиться с киносъемки на какой-нибудь другой жанр искусства, если с бюджетом совсем туго.