Полтысячи лет с момента знакомства… Лучшая Анна Болейн.
Скоро уже будет почти 500 лет, как еще не окончательно испорченный, но уже ожиревший, от рожденья не готовый управлять государством (отец-узурпатор рассчитывал на старшего сына Артура), Генрих Восьмой Номер познакомился с дворянкой Анной Болейн и этим невольно обессмертил своё имя. Так как всё немногое хорошее (условно к «хорошему» можно отнести создание англиканской церкви, хотя и тут можно поспорить), и всё то плохое, чем было отмечено его царствование (религиозная нетерпимость, привычка к... Читать полностью
Скоро уже будет почти 500 лет, как еще не окончательно испорченный, но уже ожиревший, от рожденья не готовый управлять государством (отец-узурпатор рассчитывал на старшего сына Артура), Генрих Восьмой Номер познакомился с дворянкой Анной Болейн и этим невольно обессмертил своё имя. Так как всё немногое хорошее (условно к «хорошему» можно отнести создание англиканской церкви, хотя и тут можно поспорить), и всё то плохое, чем было отмечено его царствование (религиозная нетерпимость, привычка к убийству жен, превращение страны в руину, из которой мучительно долго вытягивала Англию Елизавета со своей уникальной командой законников и корсаров), -- всё это не могло возникнуть без знакомства Генриха с Анной. Не будь её, толстяк-гедонист на троне так бы и слушался по части внешней политики Уолси и его преемников, по части финансов бизнесменов типа Томаса Кромвеля, в военной части своего лейтенанта Томаса Аска и герцогов из «старой» и «новой» (в связи с репрессиями, завершившими «Войну роз») аристократии.
Но Генри полюбил Анну. И вот уже скоро пятьсот лет историки и психологи (потому что одним историкам этого не узнать), как и создатели художественных произведений, ищут ответ на один простой вопрос: «а любила ли Анна Генриха?». В том, что он любил её, сомнений нет, а Анна?
В «Еще одной из рода» Н. Портман показывает нам истеричную интриганку без капли любви, в первоначальном, 2002 года варианте «Еще одной» гораздо интереснее игра Джоди Мэй. В «Тюдорах» Натали Дормер показывает любовь очень странную, с постоянными отлучками «налево». Нет, не верится хотя и такие образы имеют место на существование, но, все же, женщина, погубившая себя, брата, да и страну до кучи (хотя об этом она не узнала), не могла быть столь непроходимо глупа, как героини Портман и Дормер. А ведь был еще эпик «Генрих и шесть его жен», но Дороти Тьютин в сериале и даже великая Шарлотта Рэмпинг в кинокартине ничего интересного в образ Анны Болейн не привнесли. Очень интересную, нетривиальную Анну показывает Клэр Фой в недавнем «Волчьем зале». Но к такой «Анне Болейн» надо еще привыкнуть. Я мог бы еще согласиться с трактовкой образа Анны Хеленой Бонэм-Картер (в «Генрихе VIII» 2003 года) если бы не смотрел этот фильм, «Тысячу дней Анны» Чарльза Джэротта с великой, без оговорок, актрисой в главной роли.
Для Женевьев Бюжоль (или Бюжо) вообще всю жизнь тяготела к серьезному кино, и. если назвать «1000 дней Анны»развлекательным историческим блокбастером, то он в её фильмографии единственный. Зато Бюжоль обожала проверять своё мастерство на сложных, неоднозначных персонажах. И именно её художественное «исследование» образа Анны во многом точней сухих исторических трудов, а уж сколько вкусных «деталей» и «черточек характера» именно из Анны трактовки Бюжоль взяли для свои образов все последующие исполнительницы роли младшей Болейн не поддается анализу. Только Портман, словно случайно угодившая в исторический фильм, играла «отсебятину» - но у неё и вышла такая Анна, в которую не смог бы влюбиться даже Генрих.
В картине «1000 дней Анны» мы видим романтичную и остроумную девочку, имеющую перед глазами поучительный пример беременной старшей сестры. Она не девственница, что выясняется в начальной сцене с Перси (то есть будет изводить Генриха своей недоступностью на более умных основаниях), но и не развратница: ума не «ходить налево» при Генрихе ей хватает. Но любила ли Анна его если судить по игре великой Бюжоль?
Думаю, тут каждый сам должен сделать вывод: сперва она избегает Генриха, как черт ладана, но вот позже, уже отомстив Уолси (да, Анна в фильме не «светлый ангел», она мстит, но лишь тому, кому есть за что). Но что происходит в середине фильма? Влюбляется ли Анна в человека Генриха, или она, всё же, влюбляется в те неограниченные возможности, которые союз с Генрихом раскрывает для умной женщины? Если бы не трагедия с выкидышем, пожалуй, Анна Болейн от Женевьев Бюжо смогла бы руководить героем Ричарда Бертона куда успешнее, чем доведенные ей до могилы Уолси и Томас Мор.
Итак, поскольку не один профессор истории никогда не ответит вам на вопрос: «любила всем сердцем или рассудочно использовала?» - спешите за ответом в кинокартину «Тысяча дней Анны». Если ответ Бюжо вас не устроит, посмотрите «уточнения и дополнения к образу анны» от Бонэм-Картер в «Генрихе VIII» Пита Тревиса.
Четыре золотых Глобуса и еще три номинации только подтверждают фильм более чем удался, его стоит посмотреть даже тем, кто «не владеет темой». А уж для тех, кто почерпнул «инфу-100» из «Тюдоров» - картина Чарльза Джеррота откроет удивительные, многогранные псхолгические портреты Анны и Генриха (я сосредоточился на героине, но и Генрих от Ричарда Бёртона, на мой вкус один из лучших Генрихов кинематографа, и я бы объяснил почему, если бы не лимит на количество знаков). :) Приятного просмотра, картина удивитльно умна и красива.