Хрусталев, машину!
DVDRip
Бедный Федя даже не мог предположить, что его легкомысленный поступок приведет к тому, что парень окажется замешанным в «дело врачей», оперативные планы МГБ и высокую политику. Он так и не разберется в этой истории, как и не поймет, за что его осудили на десять лет в лагеря…
Больше
Режиссер:Алексей Герман
В ролях:Юрий Цурило, Нина Русланова, Михаил Дементьев, Юри Ярвет, Генриетта Яновская, Александр Баширов, Дмитрий Пригов, Ольга Самошина, Александр Лыков, Виктор Степанов
Сценарист: Алексей Герман, Светлана Кармалита
Продюсер: Александр Голутва, Армен Медведев, Ги Селигман
Художник: Михаил Герасимов, Георгий Кропачев, Владимир Светозаров, Екатерина Шапкайц
Монтажер: Ирина Гороховская
Оператор: Владимир Ильин
Жанр: Драмы
Показ Мир: 20 мая 1998
Год:1998
Время:137 мин.
Перевод:Оригинал
MPAA:16+
Слоган:-
Рейтинг
Иногда, мне кажется, что там и признание в любви к тому времени, несмотря на. Ну или к людям, которые там всё-таки были.
Погружающий в себя, не отпускающий, и катарсический фильм.
О нем много сказано, есть и само интервью Германа старшего.
Из неочевидного - можно считать, это продолжением Лапшина. Даже пресонаж Жаркова тот же, а жена генерала это та самая актриса из провинциального театра. "Она у нас в Унчанске двойные роли играла".
Звук потрясающий, сложный, текстурный.
Ничего непонятного нет. Сцена в психушке - внутренние разборки между подчиненными, попытка раскрыть готовящуюся операцию по аресту с помощью двойника.
Сцена в сталинке - квартира, совмещенная с госпиталем, так же ясна, генерал пытается понять, правда ли готовится арест или нет, сдала его коллега или нет, и почему. Что будет дальше. Разговор обрывками, потому что подслушивают.
Генерал пьет, потому что не знает, уцелеет или нет.
Жена знает про его измены. Скандалы. В доме приютили еврейских девочек, скорее всего сироты, либо родители расстреляны.
Дворовая шпана. Иерархия отношений - генерал в доме, его жена, сын, прислуга, управдомы, учителя, дворники, своя микросреда.
В доме полно трофеев, украшений, подарков - жизнь генерала в послевоенное время, да еще и медицинской службы, благодарные пациенты. Можно подкатить к пивной, потолковать с простым народом.
В неподходящий момент к генералу приезжает родственник из Европы с письмом от родных. Это не вовремя, за домом слежка, как и за самим иностранцем. Все видят что он иностранец и опасаются его. Например, тот водитель грузовика. Генерал, чтобы обезопасить себя и семью - прогоняет его. Все остальное окружение, внезапно появившаяся медсестра - оперативники. Фантасмагорический визит в парк культуры и в бани - попытка отчасти подкупить, отчасти продемонстрировать "хорошие" стороны советской жизни. Отец и контуженнный сын, как образцовая семья. Плачущий от счастья Хабенский. Неуклюжий секс в спец-подсобке в бане, чтобы то ли ещё больше задобрить, то ли совратить иностранца на свою сторону. Тот впоследствие устраивает конфликт, его избивают, дальнейшая судьба неясна.
После визита к "коллеге" по проекту омоложения правящей верхушки, генерал понимает, что его судьба предрешена.
Он пытается бежать. Сначала к учительнице сына, которая его любит и знает что рискует оставляя его у себя. Затем уезжает из города. На вокзале уже ждёт засада из стукачей и местной шпаны. Генерал изящно подставляет главаря шпаны, говоря что-то вроде "скажи нашим, что всё пропало". Генерала то ли по умыслу, то ли специально сажают при перевозке в следственный изолятор (или куда его везут) к уголовникам-гомосексуалистам. То ли по наводке, то ли по стечению обстоятельств генерала опускают. Та самая травматичная и крайне жестокая сцена. Интерпретация, что это сделали специально, или что попытка генерала "зайди в народ" не удалась, и зэки таким образом устроили расправу над одним из бывших "начальников". По дороге грузовик останавливают. Генерал срочно нужен. Его восстаналивают в правах, везут в некий образцовый город, где пока его приводят в себя после перенесенного, спецслужбисты выясняют его дальнейшую судьбу и стараются уладить формальности. Подлатанного генерала наконец привозят на правительственную дачу. После прохождения поста, где часовой отрубается на посту, так как скорее всего это суточное дежурство, генерал оказывается в хорошо обустроенном загородном доме с большим количеством аппаратуры. Его просят спасти паицента, об этом просит грузный толстоватый мужчина, тот не узнает в нем Берию. Во время очередной попытки спасти больного, открывается шкаф и генерал понимает, кого он спасает. После всего что с ним было, он падает на колени и целует руки вождя. Говорит, что спасти невозможно. Берия в ярости, медсестра в самом начале в ужасе, так как не поменяла белье, везде вонь, всё что осталось это опиум, который кололи вождю, и дозу которого вкалывает себе генерал, чтобы прийти в себя. Когда факт смерти установлен, обсуждая это на кухне, Берия вскакивает и как считается произносит первый приказ послесталинской эпохи "Хрусталев, Машину!". Машины разъезжаются, праздник закончен для прежней элиты, кто-то плачет, кто-то из начальников садится в последний раз посидеть на скамейке на ближней даче.
В это время семья генерала не знает о его судьбе. Их расселили вместе с остальными. Они лишены статуса. У них даже нет стульчака. Мальчик также в трудном положение - ему сказали во время обыска после исчезновения его отца, чтобы он позвонил и сказал пароль, чтобы сообщить о появлении отца. Генерал появляется, этот приказ не актуален, но мальчик об этом не знает и всё-таки звонит. Генерал застаёт его, говорит что звонить не надо, плачет, прогоняет сына. Наверное это вторая крайне жестокая сцена в фильме, предательство сына. Наконец, генерал исполняет свою мечту, устраивается начальником поезда где-то на севере или востоке, вблизи лагерей и зон. Покупает и меняет товары, проводит время со своей командой, и кажется любовницей-проводницей, пьет, курит и наслаждается свободой. На его голове видны папуллы, как у зэка, который его насиловал, скорее всего его заразили венерической болезнью. По пути в поезд заскакивает Федька-истопник, персонаж Баширова, которого по случайности (хотел скрутить значок на машине оперативников) ловят во время засады на генерала, и поэтому дают 10 лет лагерей. Конечно, он не знает из-за кого это произошло, и они встречаются абсолютно случайно на свободе, после смерти Сталина. Федька ведёт себя довольно неправильно, и команда генерала готова его ссадить, но всё-таки принимает в своей странной компании. В конце на спор генерал держит рессоры со стаканом водки на голове, обещая, что не прольёт на следующем километраже. Кажется, он счастлив и свободен.
Всё завершается всё странным звуком оборванной струны и хриплым "а вот хрена-нахрена".
Может как отношение генерала ко всем тем силам, которые пытались его сломить, а может как звуковой маркер ушедшей эпохи.
Так что не ленитесь смотреть, с хорошим звуком.
Сцена там есть эта травматичная, но с другой стороны, сцен много, фильмов много.
Здесь она такая, потому что ещё переживаешь за генерала, каким бы он ни был. Всё-таки отцовская фигура, и достаточно уязвимая. И потому что снято это реалистично и отвратительно. Но фильм состоит не только из этого. Это только его темная злая часть, которая там тоже не так просто. Остальное в фильме - ожившее время, ожившие люди, ожившая речь. Она бывает непонятна из-за отсутствия контектса, из-за отсутствия понимания того, что за кадром, и потому что это реалистичное кино, и люди в жизни говорят так, а не как обычно в кино. Как если бы подслушивали разговор.
Если Вы захотите погрузиться в ранние 50-тые в воспоминаниях мальчика из привилегированной семьи, почувствовать то время, звуки, текстуры, речь, то наверное это самый гениальный и позволяющий это сделать фильм.
Те люди, которые говорят, что фильм очерняет эпоху, как минимум не правы. Там нет ничего очерняющего, нет какой-то специальной морализации. Многие персонажи симпатичны. Хотя бы учительница сына. Или даже Федька-истопник. Или герой Лыкова в одном коротком эпизоде. Домработница. Достающие парня еврейские девочки. Бабушка-эротоманка. И даже любовница-медсестра. Спор представителей гордых наций и народностей в подсобке ресторана в парке культуры. Все эти люди на вокзале. "Я начальник водокачки, а ты меня глупостями зовешь заниматься." Даже эта трагичная медсестра-оперативница, который видимо всё надоело, и даже не способные удовлетворить её иностранцы. Прохожие. Все эти люди в том городе, куда потом привезли генерала. Та учительница, мило останавливающая машины, чтобы её ученики перешли дорогу. Это всё моменты, но они есть, и они создают тот мир. Хоть даже та бабушка в окне, которой генерал подает. Прекрасная врачебная интеллигенция на рауте в сталинке. Военные прыгающие через забор в самоволку. И даже персонал этой ближней дачи. Ну и Жарков, который появляется как Deus Ex Machina, вальяжно и не без юмора спасает генерала и заодно передает привет от Лапшина.
Гениальное кино.
Режиссёр А. Герман, как я поняла, стремясь показать, как протекала жизнь в окружении генерала медицинской службы Юрия Клёнского, нагромоздил столько действий такого огромного количества второстепенных людей, жизнь которых протекала параллельно с жизнью главного героя, что совершенно не понять в этой фантасмагории, в этом сумбурном хаосе, в этом причудливом бреде, кто же здесь главный-то герой!
В этом «гениальном» фильме "Хрусталёв, машину" многое невозможно расслышать, поэтому смотреть его, из-за постоянного раздражения невмятицей и сумятицей, просто нет сил.
Людей полно, но все они, кажется, психически больны. Все кривляются, бегают, орут, танцуют, поют, а дети ещё постоянно выкрикивают скабрезные фразы.
Неужели и правда такая вакханалия царила на улицах, в домах, в больницах во времена Сталина?
Не верю!
Если таким образом режиссёр хотел показать, что наша страна в те дни была дурдомом, а люди - безмозглыми уродами, жизнь которых была абсолютно бессмысленна, то это ему удалось!
Этот фильм-«шедевр», обливает грязью, показывает какими-то сумасшедшими идиотами живущих в то время людей, создающих ту могущественную державу, которую вот уже более двадцати лет грабят миллиардеры-олигархи (и никак не разграбят!), ничего не создавая взамен.
Я же не верю в эту историческую достоверность, отражённую в этом ужасном фильме, я уверена, что это просто поклёп на прошлое нашей страны и наших людей.